МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ МИРОВАЯ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» Каждому учителю хочется сделать урок добротно, запоминающимся, дать учащимся как можно больше теоретического материала, научить разбираться, ориентироваться в гуще фактов и событий многообразной жизни. Вместе с тем, урок хочется сделать разнообразным, интересным, увлечь учащихся, привлечь их внимание к изучаемым событиям какими-то новыми штрихами, приемами, заставить их размышлять, думать, анализировать, сопереживать. На мой взгляд часть поставленных задач можно решить, создав до урока и на уроке определенный эмоциональный фон, настрой, для чего нужно привлечь произведения художественной литературы, живописи, музыку. Предлагаемые логические задания и вопросы для обсуждения не позволяют учащимся быть безучастными, пассивными свидетелями, они заставляют работать на уроке. История — это люди. И любой учитель в практике своей работы много времени уделяет тем, кто своими руками творил историю. Вот почему в методическое обеспечение урока выделен блок "персоналии". Некоторые фамилии повторяются несколько раз. Почему? Во-первых, потому что "повторение — мать учения", во-вторых, шли перемещения в эшелонах власти, менялись командующие фронтами, военачальники получали повышения. Учащиеся должны быть в курсе этих изменений. Введение блока ''термины и понятия" тоже необходимо. Как показывает практика, учащиеся плохо оперируют историческими терминами и понятиями, зачастую затрудняются грамотно объяснить значение того или иного слова, в том числе и того, которым пользуются постоянно. Уроков в теме много. Методика проведения их весьма разнообразна. Причем один и тот же урок, в зависимости от его места в системе уроков, может быть проведен и методом лекции, и как комбинированный урок. Это может быть и урок-беседа, урок лабораторного типа, текущая или вводная лекция, обобщающая лекция или семинар. Поэтому в рекомендациях опущен такой важный момент как тип урока. Тем не менее, хотелось бы как-то восполнить этот пробел. В частности, в разных классах, в разные годы были проведены уроки таким образом:
Вводная лекция
Урок № 1. Политический кризис накануне войны. Урок №2. Начало второй мировой войны. Урок №3. СССР накануне войны.
Текущая лекция Урок №9. Создание антигитлеровской коалиции. Обобщающая лекция Итоги к значение второй мировой войны. Урок-конференция Урок №12. На оккупированных территориях. Наш край в годы войны.
Урок-семинар Урок №21. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги второй мировой войны. Урок-беседа Урок №1. Политический кризис накануне второй мировой войны. Урок №4. Внешнеполитическая деятельность Советского Союза накануне войны. Урок самостоятельной работы с текстом учебника Урок № 7. Страна мобилизуется. Могут быть проведены уроки текущей проверки знаний (письменно или устно) и традиционные в школьном курсе комбинированные уроки. Наибольший эффект даст лекционная система, когда можно предложить учащимся дополнительный материал, с последующим зачетом, общественным смотром знаний или тестированием. Хорошим подспорьем учителю в будущем будут выполненные учащимися разнообразные творческие работы: альбомы, рефераты, доклады, стенды, отзывы.
Методики проведения смотра знаний по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"
Цели смотра: — проверить и обобщить знания учащихся по указанной теме; — продолжить формирование навыков самостоятельной работы; — развивать чувство ответственности за принимаемые решения. Подготовительный этап работы. Учитель готовит себе группу помощников-консультантов. Заранее принимает у них зачет или проводит несколько консультаций. Привлекаются не обязательно отличники. Это могут быть члены кружка, ребята, посещающие факультативные занятия, учащиеся, увлекающиеся историей. Далее варианты могут быть различными. I вариант. Помощники получают от учителя задание составить несколько (4-5) карточек-заданий для смотра знаний, каждая из которых должна включать 4-5 вопросов. Один вопрос основной — теоретический. Он потребует подробного рассказа. Второй — на знание хронологии событий, третий — персоналии, четвертый — термины, понятия, пятый — тестовое задание. II вариант. Карточки-задания составляет сам учитель. Приведем пример одной такой карточки. 1. Курская битва. 2. Когда началась Вторая мировая война? 3. Чем вам известны эти имена: Зоя Космодемьянская, И.С.Конев, Д.Бумажков, Б.М.Шапошников, А.Гитлер. 4. Как вы понимаете значения слов: стратегическая оборона; партизаны; подпольщики. 5. Оборона Севастополя продолжалась: 1.900 дней, 2. 250 дней, 3. 90 дней. О смотре знаний все учащиеся извещены заранее, с начала работы над темой, то есть за два месяца. По ходу работы учитель напоминает, уточняет сроки. Ход работы I. Подготовка классного помещения: а) развешиваются картины, плакаты, портреты; б) готовится место для работы с картой; в) на столе — атласы, проигрыватель, пластинки. 2. Расставляются парты (8-10 в зависимости, от количества консультантов-помощников) по периметру класса на расстоянии 0,5 метра друг от друга. Ставится стул для отвечающего перед партой и за партой — для принимающего ответ. Перед доской ставится стол для ученика, которому в обязанности вменяется утверждение оценки "5". У него вопросы повышенной трудности. Он задает их тем учащимся, которые, по мнению принимающих, заслуживают высокую оценку. Оценка "3" и "4" ставится без утверждения. У входа в класс стоит стол секретаря. На столе у него — карточки-задания. Каждый входящий берет карточку и садится за один из столов, которые остались в центре класса, на месте второго ряда. На этих столах лежат атласы и листки бумаги для ответа. У секретаря на столе большой лист бумаги, на котором написано: "Смотр знаний учащихся 11 класса" и список класса. Ответивший ученик возвращает карточку секретарю и сообщает ему свою оценку, которая заносится в экран "Смотра". На следующий день результаты смотра вывешиваются в кабинете истории. Можно на экране сделать график для оценки по каждому вопросу. Результат в этом смотре будет заноситься с контрольных листов консультантов. По ходу работы, если это не мешает учащимся, может негромко звучать музыка. Учитель выполняет лишь организационные функции, оказывает помощь, если в этом есть необходимость. Возможен и такой вариант работы. Учащиеся-консультанты составляют карточки-задания, принимают ответы у тех учащихся, которым достались их задания. Для чего необходимо на карточках поставить номер варианта, а на столе у консультанта — таблички с номером варианта. В этом случае ученик избегает соблазна получить хорошую оценку, сев к своему хорошему знакомому для ответа. На подготовку ответа отводится 10-15 минут. Отвечает ученик около 10-15 минут. Подсчет показывает, что в течение 45 минут можно такой "бригадой" проверить знания у учащихся класса в количестве 30-35 человек, а за астрономический час в послеурочное время — почти в два раза больше. Моим учащимся эта форма работы пришлась по душе. В 10 классе подобным образом проверяются знания по теме "Первая русская революция 1905-1907 гг."). Есть еще ряд тем, которые позволяют применить эту форму работы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |