Правовая информация, ее классификация
Данный вид информации особенно важен, поскольку правовая информатика ориентирована, в конечном счете, на оптимизацию потоков правовой информации в государственных структурах и на повышение эффективности ее использования. Правовая информация – используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества. Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащихся в правовых источниках и используемых для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности. Правовая информация имеет официальный и документальный характер. Для нее характерна системность. Например, вся совокупность нормативных правовых актов группируется вокруг Конституции РФ. Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть сформулированы следующим образом: - правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно отражать реальность; - она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному случаю факты, явления, процессы. Как научная категория информация в области права характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относятся: известная самостоятельность сведений, данных; возможность многократного использования той или иной информации; сохранение передаваемой информации у передающего или получающего субъекта; способность к обработке, интеграции и «сжатию»; возможность математического анализа информации; системность;коммуникативность. Информация в сфере права имеет ряд аспектов, и в частности вероятностный, семантический, прагматический, синтаксический и др. Циркулирующая в правовых образованиях информация разнообразна и разнородна. Она может содержаться в законах, иных нормативных актах, юридических решениях, в сознании государственных служащих, депутатов, на перфокартах, магнитных лентах и т.д. Общественные отношения, связанные с правовым режимом вновь принятых нормативных правовых актов, регулируются Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г., со- гласно которому на территории Российской Федерации применяются только те законы и акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликова- ных. Эти документы могут быть доведены до сведения и в иных печатных издани- ях, по телевидению и радио, разосланы государственным органам и другим субъ- ектам права, распространены в машиночитаемом виде (ст. 5). Информацию в правовых образованиях можно классифицировать по разным основаниям и признакам. По роли в правовой системе информация разделяется на нормативную и ненормативную. Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и принципы международного права. Нормативная правовая информация может быть представлена в виде 4 уровней. 1. Международно-правовая информация — содержащиеся в международно- правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отно- шения между государствами, народами, международными организациями, а также по поводу прав и свобод человека. 2. Правовая информация федерального уровня — информация, содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства, решения Конституционного Суда, и т.д. 3. Уровень субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с Конституцией РФ республики в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения – устав и законодательство. 4. Акты местного самоуправления, акты местных представительных органов, местной администрации, органов территориального общественного самоуправления. Местное управление не входит в состав государственных органов,осуществляется в городах, сельских поселениях с целью решения населением местных вопросов. Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. Например, это доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может быть информация, получаемая в результате проведения судебной экспертизы почерка или какого-либо другого криминалистического объекта. Ненормативная информация в виде данных социологических или статистических исследований используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для систематического информирования граждан, всех гражданских структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой сфере. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления. К ненормативной правовой информации относятся: 1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: − заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности; − судебная, уголовная и прокурорская статистика; − информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека); − социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов; 2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы); 3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний; 4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.); 5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений: − криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний; − криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление; − судебно-экспертная информация — информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого; − оперативно-розыскная информация — информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно- розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы. По версии специалистов «Консультант Плюс», правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: - ненормативные акты общего характера; - акты официального разъяснения; - правоприменительные акты. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Некоторые свойства правовой информации выступают в качестве объекта правового регулирования. Правовой режим информации — это нормативно уста- новленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирова- ния, доступа, хранения, распространения и защиты информации, организации со- вместимости отдельных видов информации. Вся циркулирующая в рамках механизма правового регулирования и иных системах правовая информация подразделяется на два вида: официальная и неофициальная. Информацию можно классифицировать по признакам адресности (кому направляется или от кого исходит) и по характеру носителя. В этой классификации целесообразно различать следующие виды информации: официальную не для передачи, неофициальную для передачи, документальную для почты,документальную для других средств связи, информацию, появляющуюся в ходеличного общения, информацию горизонтальную и вертикальную, прямую икосвенную.Среди выделенных и еще не обозначенных характеристик информации всфере права можно отдельно назвать способ передачи информации в указанныхобразованиях (телефон, телеграф, человек, почта), вид преобразователяинформации (человек, машина, человек и машина), степень достоверностиинформации (достоверные и недостоверные сообщения), участие ввычислительном процессе (вычисление исходной, постоянной, переменной,промежуточной, конечной информации), алфавит информации (буквенная,цифровая, буквенно - цифровая) и др.Потоки различных видов социально-правовой информации, циркулирующейв правовой системе общества, можно также характеризовать: по источникамвозникновения; по направлению; по периодичности возникновения и передачи; по степени взаимосвязи; по степени постоянства; по структуре; по методам образования; по степени использования и по многим другим основаниям и признакам.В целом классификация социально-правовой информации позволяетполучить весьма ценные сведения о той информации, которая содержится вразнообразных правовых информационных образованиях; дает сведения, безкоторых невозможно решение многих принципиальных вопросов внутреннего ивнешнего проектирования механизмов регулирования и управления в сфере праваи без которых невозможен также анализ информационного обеспечения юриди-ческой деятельности в целом. Не располагая исчерпывающими данными оважнейших свойствах и характеристиках информации в правовыхинформационных образованиях, нельзя найти их оптимальные структуры,обеспечить заданную точность, надежность и эффективность их работы. Предмет и задачи правовой информатики Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области,занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощьюэлектронных вычислительных машин.Выделение информатики как самостоятельной области человеческойдеятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники.Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике,появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электроннойреволюции.В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась смомента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наукСССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники иавтоматизацииИнформатика — это область человеческой деятельности, связанная спроцессами преобразования информации с помощью компьютеров и ихвзаимодействием со средой применения. Правовая информатика — наука, которая изучает правовые проблемыобращения информации в правовой системе. Правовая информатика, с одной стороны является одним из направлений информатики, а с другой, применяется вусловиях правовой системы и для нужд этой системы, т.е. учитывает особенностиправовой системы.В развитие правовой информатики большой вклад внесли российскиеученые: С.С. Москвин, Н.С. Полевой, А.Р. Шляхов, А.Б. Венгеров, О.М. Батурин,М.М. Рассолов, В.Д. Элькин и другие ученые. Каждый из них имел свои точки зрения относительно информатики,но все эти подходы к предмету правовой информатики не противоречат друг другу. Наоборот, они имеют много общего, дополняют друг друга и могут рассматриваться как единое целое, в котором каждый подход имеет свою направленность, свои проблемы и задачи. В частности, общим для всех подходов является, бесспорно, то, что все без исключения авторы, разрабатывающие их, говорят о возможностях применения науки информатики в праве. Причем, под правовой информатикой они понимают новое направление правоведения об общих закономерностях информации в правовых системных образованиях различной природы, а право рассматривают с позиций информатики.В то же время, каждый из подходов имеет свои особенности, аспекты и проблемы.Обобщая сказанное, можно остановиться на следующем определении.Правовая информатика — наука, изучающая информацию, информационныепроцессы и информационные системы в праве (или в правовой системе). Однако все же остается открытым вопрос: что следует вкладывать всодержание предмета правовой информатики. Правовая информатика — это прикладная наука,изучающая проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки ииспользования социально-правовой информации в правовой системе общества и ееподсистемах, как в специфических правовых информационных образованиях. Втаком определении предмета правовой информатики ясно видно наличие двухначал: правовых (правовые информационные образования — правовая системаобщества, ее подсистемы, социально-правовая информация и др.) и общихинформационных (фазы обращения информации, сбор информации, ее восприятие,регистрация, обработка и т.д.). Правовая информатика — синтез, а не механическоеобъединение права и информатики, их неразрывная связь и единство.Правовая информатика, как самостоятельная отрасль знания, рассматриваети изучает право, правовую систему и юридическую деятельность в целом с точкизрения информации, как целостные информационно-правовые образования. Таким образом, правовая информатика, беря начало в теории государства иправа и общей информатике, подходит к праву и ко всем областям юридическойдеятельности с самостоятельных позиций, значительно отличающихся от подхода кним со стороны других юридических наук. Она исследует общие и конкретныеинформационные проблемы и задачи в сфере права и правовых механизмов.Правовая информатика позволяет изучать уже известные правовые системы,явления и процессы под новым утлом зрения, с точки зрения обобщенныхинформационных позиций, представить их в виде единого целостногоинформационного образования.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |