Его достоверности и истинности, существования в системе культуры
И коммуникации (общения). Современная теория познания включает В себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традици- Онную (классическую) гносеологию, современное учение о познании, Или эпистемологию, а также философию и методологию науки как важ- Нейшие части философского знания о сущности познания в целом. В своем развитии методология науки прошла две основные Ступени с соответствующими формами ее выражения: на первой стадии (методология Нового времени XVII–XVIII вв. – Декарт, Бэкон, Локк, Лейбниц и др.) для нее характерна была конструктивно- инструмен- Тальная, предписательная форма с поиском единого абсолютно верного Метода, с идеей методологизма, которая несла в себе признание приори- Тетности признанного универсальным метода перед теорией. Эта форма Методологии, определяемая как классическая, в принципе, просущест- Вовала почти до XX в. Ее основные черты: одномерность, предписа- Тельность, универсальность, приоритетность перед теорией, интерна- Лизм. На смену ей пришла новая форма, которую исследователи опре- Деляют как «дескриптивную», т. е. описательную методологию, при- Званную анализировать и описывать научную практику, выявляя кон- Стелляции методологических норм, возникающих в тех или иных позна- Вательных ситуациях. Для нового типа (неклассической, постнекласси- 138 Ческой) методологии характерны следующие признаки: отказ от уни- Версального методологического нормирования, предписания и набора ключевых идей; идея историко-культурной релятивности познания; Идея эпистемологических разрывов (научных революций); идея теоре- Тической нагруженности опыта, факта; идея методологического плюра- Лизма в противоположность методологическому монизму; идея экстер- Нализма в протиположность интернализму, доминирующему в класси- Ческой методологии. Современная философия науки рассматривает ее как социо- Культурный феномен в трех основных измерениях: как специфическую Форму духовного производства, как социальный институт и как специ- Фическую форму познавательной деятельности, направленную на полу- Чение знания, которое существенно отличается от других видов знания. С точки зрения современной эпистемологии, невозможно дать Понятию «знание» однозначное определение, так как оно принципиаль- Но многозначно и многогранно, а эту неопределенность можно снять, Только включив его в конкретный контекст, определив аспект, грань Рассмотрения, что и берется в качестве основания для различных типо- Логий знания. Известны следующие типы знания – обыденное (повсе- Дневное) и специализированное (профессиональное); явное и неявное, Практическое, духовно-практическое, теоретическое и др. Научное знание является разновидностью теоретического, спе- Циализированного знания, существенными признаками которого явля- Ются: предметность, объективность, системность, селективность, вос- Производимость, наличие особых средств (методов) его производства И проверки, аргументации. Научный метод – это система когнитивных установок, принци- Пов, правил и норм исследовательской деятельности ученого по произ- Водству нового знания. Система методов является необходимым усло- Вием существования науки, так как именно с их помощью она реализует Свою сущность как специфической формы познавательной деятельно- Сти. Именно методы, с помощью которых ученый добывает знание, Обеспечивают эвристический, производительный потенциал научных Исследований. Эффективность применения научного метода зависит от Его адекватности, т. е. при условии его соответствия объекту и предмету Науки (научного исследования), от ряда объективных и субъективных Факторов его использования. Научное исследование является способом научной деятельно- Сти, обеспечивающим получение новых знаний. Исследовательская ра- Бота – это главная движущая сила научных знаний, поэтому важно Иметь представление о тех статических и динамических структурных Компонентах, из которых оно состоит. 139 В структуре научного исследования гносеологическая система «субъект–объект» конкретизируется как «исследователь-средства ис- Следования». В самом обобщенном виде можно выделить следующие Этапы исследования: постановка проблемы, вычленение объекта И предмета исследования, эксперимент, описание и объяснение фактов, Полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории); предсказа- Ние и проверка полученного знания. Этапы исследования варьируются В зависимости от специфики естествознания, математики или социогу- Манитарных дисциплин. Для структурного разграничения целостной системы научного Знания и познавательной деятельности в методологии существуют по- Нятия эмпирического и теоретических уровней. Они различаются, во- Первых, по способам и методам деятельности; в основе эмпирического Уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, Благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |