Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




(ОПРОСНИК КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА)

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений. Отвечайте только «ДА» или «НЕТ» (или «+» и «-»), не раздумывая, сразу же, так как важна Ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет.

1. Со мной очень легко договориться.

2. Я сплю больше, чем мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого мне хочется быть похожим.

4. Если меня лечат, я стремлюсь узнать, зачем делают те или иные процедуры.

5. Если я чего-нибудь захочу, то не могу дождаться, когда это исполниться.

6. Я часто краснею.

7. Мое большое достоинство- сдержанность.

8. Иногда во мне пробуждается желание пробить стену кулаками.

9. Я не сдержан.

10. Если меня кто-то затянет в толпу, я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня злят люди, которые любят командовать другими.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я высоко нравственный человек, каких мало.

15. Чем больше я приобретаю материальных ценностей, тем счастливее себя чувствую.

16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.

17. Мне делается неловко от мысли, что члены моей семьи могли бы ходить голыми.

18. Мне говорят, что я слишком часто хвастаюсь.

19. Если меня отвергают, то у меня появляется желание покончить жизнь самоубийством.

20. Люди любуются мною со всех сторон.

21. Я иногда бываю так ожесточен, что бью вещи.

22. Меня раздражают люди, сочиняющие сплетни.

23. Я всегда вижу лучшие стороны жизни.

24. Я хочу и всегда стараюсь с помощью физических упражнений изменить свой внешний облик.

25. Иногда я хочу, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир.

26. Я не суеверен.

27. Мне люди уже говорили, что я бываю слишком импульсивен.

28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими.

29. Ненавижу недружелюбных людей.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, которые не плачут.

32. Я очень много курю.

33.  Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Все мужчины и женщины думают об одном.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-то мешает, я ему не говорю, а сразу иду жаловаться кому-нибудь.

38. Если я и знаю, что я прав, все равно люблю выслушивать различные мнения.

39. Мне никогда не надоедают люди.

40. Я не могу спокойно сидеть долго.

41. Я мало, что помню из детства.

42. Я долго не замечаю отрицательных сторон людей.

43. Прежде, чем сердиться, надо все хорошо обдумать.

44. Многие говорят, что я часто бываю доверчив.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают цели.

46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.

47. Я никогда не теряю оптимизма.

48. Перед путешествием я обдумываю все мелочи.

49. Иногда сам вижу, что сержусь на кого-нибудь больше, чем надо.

50. Если дела идут не по-моему, я становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в рассуждениях.

52. Если мне бросили вызов, у меня возникает сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы бесят меня.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимание.

55. Люди говорят, что я не эмоционален.

56. Даже приняв уже какое-то решение, я после этого долго еще обдумываю его.

57. Если кто-то говорит, что моих способностей недостаточно для решения той или иной проблемы, я приложу все, чтобы сделать это.

58. Когда я сам веду автомобиль, или кто-то, иногда хочется разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают, потому что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу.

61. Я брезгую некоторой пищей.

62. Я грызу ногти.

63. Говорят, что я обхожу проблемы стороной.

64. Я много пью.

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарный юмор.

66. Мне иногда снятся «вещи», вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы раздражают меня.

68. Я много вру.

69.  Я брезгую порнографией.

70. Из-за своего плохого характера я имел много неприятностей.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я прочитаю или услышу о трагедии, то на меня это совсем не действует.

74. Прикосновение к слизи вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, я веду себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не расстраиваюсь во время похорон.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80.  Мыться не в своей ванне – для меня мучение.

81. Мне очень трудно произносить нецензурные слова.

82. Я раздражаюсь, когда нельзя доверять людям.

83. Чувствую необходимость, чтобы говорили, что я сексуально привлекателен/а/.

84. Чтобы я ни начинал/а/ - никогда не заканчиваю.

85. Я стараюсь носить такую одежду, чтобы выглядеть привлекательно.

86. Мои моральные принципы довольно высоки.

87. В спорах мои рассуждения более логичны.

88. Люди низкой морали мне неприятны.

89. Если на меня кто-то налетит, я бешусь.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я бываю слишком объективен/а/.

92. Увидев кровь человека, я не волнуюсь.

Бланк опросника

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
                                             
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
                                             
47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
                                             
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92
                                             

Интерпретация:

1. реактивные образования 17,53,61,65,66,69,74,80,81,86

2. отрицание реальности 1,20,23,26,39,42,44,46,47,63,90

3. замещение 8,10,19,21,25,37,49,58,76,89

4. регрессия 2,5,9,13,27,32,35,40,50,54,62,64,68,70,72,75,84

5. компенсация  3,15,16,18,24,33,52,57,83,85

6. проекция 12, 22,28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 82, 88

7. вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92

8. рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91

Обработка результатов: ответы, относящиеся к каждой из восьми шкал, выделяются с помощью масок, изготовленных с помощью следующего бланка:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
2 4 5 8 4 7 8 3 4 3 7 6 4 8 5 5 1 5 3 2 3 6 2
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
5 3 2 4 6 6 8 7 4 5 7 4 7 3 8 2 4 7 2 8 2 6 2
47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
2 8 3 4 8 5 1 4 7 8 5 3 6 8 1 4 2 4 1 1 6 3 1
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92
4 6 4 7 1 4 3 7 8 6 1 1 6 5 4 5 1 8 6 3 2 8 7

 

Нечетные (темные) строки содержат номер вопроса, четные (светлые) – количество баллов, которое присваивается каждому положительному ответу. Максимальное количество баллов по каждой их шкал одинаково, что позволяет дать им одинаковую-нормированну-оценку. Подсчитайте общее количество баллов по каждой шкале и выясните, какой вид психологической защиты преобладает у вас.

Для каждого защитного механизма подсчитывается процент положительных ответов в соответствии с ключом, устанавливается индивидуальная иерархия защитных механизмов, если процент положительных ответов превышает 50 %, то доминирование этого или этих защитных механизмов рассматривают, как препятствие личностному росту респондента.

Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа «Я» при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире.

Авторы выделяют следующие механизмы психологической защиты: реактивное образование, отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация.

Краткие характеристики основных механизмов в порядке их онтогенетического развития:

ОТРИЦАНИЕ – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индефферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Тип групповой роли (по Г. Келлерману): «роль романтика».

ПРОЕКЦИЯ – сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства непринятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим негативных различных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Различают атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»); комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель-ребенок).

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

РЕГРЕССИЯ – развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

ЗАМЕЩЕНИЕ – развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или самого себя. Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

ПОДАВЛЕНИЕ – развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Тип групповой роли: « роль невиновного».

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Рационализация подразделяется на актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную; и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Тип групповой роли: «роль пуританина».

КОМПЕНСАЦИЯ – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

    

 

 

Приложение 3



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)