Цели и задачи практики
Департамент образования города Москвы Московский городской педагогический университет Исторический факультет
Методические требования и рекомендации по педагогической практике
Учебно-справочное пособие
Составители: Митрофанов К.Г., Московцева Ж.Ю., Серкин А.В., Шаповал В.В.
Москва 2006 Содержание Введение. 3 1. Основы организации педагогической практики. 4 1.1. Цели и задачи практики. 4 1.2. Структура деятельности студентов-практикантов. 7 1.3. Права и обязанности студентов, проходящих педагогическую практику 9 1.4. Обязанности руководителей педагогической практики. 9 1.5. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов. 10 2. Первичная педагогическая практика (III курс) 12 2.1. Особенности первичной педпрактики. 12 2.2. Примерная программа. 12 2.3. Отчетность студента-практиканта. 14 3. Тренинговая педагогическая практика (IV курс очного и очно-заочного отделения, V курс колледжной группы очно-заочного отделения) 15 3.1. Особенности тренинговой педпрактики. 15 3.2. Примерная программа. 16 3.3. Отчетность студента-практиканта. 17 4. Непрерывная стажерская педагогическая практика (V курс очной формы обучения) 19 4.1. Особенности непрерывной стажерской педпрактики. 19 4.2. Основные направления работы студента, проходящего непрерывную педпрактику. 20 4.3. Отчетность студента-практиканта. 21 5. Стажерская педагогическая практика (VI курс очно-заочной формы обучения) 23 5.1. Особенности стажерской педпрактики. 23 5.2. Основные направления работы студента, проходящего стажерскую педпрактику. 23 5.3. Отчетность студента-практиканта. 25 6. Приложения. 27 7. Библиография. 37 Введение Педагогическая практика на историческом факультете Московского городского педагогического университета занимает важнейшее место в подготовке специалистов-учителей. В ходе практики происходит интеграция теоретических представлений в области психолого-педагогических дисциплин, приобретается личный опыт работы учителя в реальных условиях, формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникают необходимые условия для деятельностного и рефлексивного отношения к педагогическому труду. Таким образом, именно в ходе педагогической практики у студентов факультета в основном завершается формирование профессиональных компетенций современного учителя. Настоящее пособие, составленное преподавателями-методистами факультета, включает в себя основные требования к организации педагогической практики на различных курсах, примерные программы, материалы рекомендательного и справочного характера. Пособие призвано помочь студентам правильно, целесообразно и эффективно спланировать и организовать свою деятельность в период прохождения педагогической практики. Для удобства практического использования, в пособии разделены материалы, имеющие общее значение на всех этапах педагогической практики (глава «Основы организации педагогической практики», приложения), и требования (рекомендации), относящиеся к проведению практики на том или ином конкретном курсе (с учетом различия программ очной и очно-заочной форм обучения на историческом факультете). Составители данного пособия полагают своим долгом напомнить как студентам, так и руководителям педагогической практики, что ее высокая эффективность возможна лишь при последовательном соблюдении ряда условий: - комплексный подход к содержанию и организации практики, систематичность, непрерывность и преемственность в ее проведении; - развитие профессионально значимых качеств личности студента (при обязательном учете индивидуальных особенностей); - создание атмосферы, способствующей повышению общей и профессиональной культуры, нравственного и физического совершенствования личности; - ориентация на современные и перспективные цели, задачи, содержание школьного исторического и обществоведческого образования; - создание условий для развития исследовательского и рефлексивного подхода студента-практиканта к содержанию и условиям педагогической работы. При составлении пособия широко использовался опыт организации педагогической практики, накопленный преподавателями кафедры методики преподавания истории и исторического факультета в целом, педагогических коллективов базовых школ, нашими коллегами с других факультетов МГПУ. Основы организации педагогической практики Цели и задачи практики Главная цель педпрактики - завершение формирования профессиональных компетенций студента-педагога, практическое освоение основных функций работы учителя-предметника, непосредственное знакомство с ключевыми элементами работы классного руководителя. Общие задачи педагогической практики студентов Московского городского педагогического университета : · Применение на практике усвоенных теоретических знаний, и практическое использование элементов педагогических техник и технологий в процессе решения задач столичного образования. · Овладение основными видами и формами как педагогической, так и управленческой деятельности, профессиональными умениями и навыками, формирование профессионально-личностных качеств педагога. · Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, соответствующих профилю подготовки студента, передового педагогического опыта, оказание посильной помощи разнообразным образовательным учреждениям. · Развитие и воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности. · Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. · Формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей особенностям и потребностям системы образования столичного региона. В процессе педагогической практики у студента должны формироваться следующие профессиональные умения: в области конструктивных функций: - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей коллектива; - планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения; - обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства образования и воспитания, определять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития; - проводить разностороннюю работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических территориях г. Москвы; - осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения, творческих группах и объединениях детей; - проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс; - развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности, овладению навыками первой медицинской помощи ; - использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства: компьютерную технику, аудио- и видео средства и разнообразные наглядные пособия; - разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия; - проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности. - стать активным участником процесса превращения образования в основное средство создания культурного пространства столицы. в области организаторских функций: - управлять учебно-познавательной деятельностью детей и формировать у них общеобразовательные умения и навыки; - рационально распределять время на занятиях и во внеучебных мероприятиях, выполнять намеченный план; - организовывать воспитательную работу во все время общения с детьми; - организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями). в области коммуникативных функций: - использовать разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами; - строить деловые и личные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса; - создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности. в области исследовательских функций: - изучать личность детей и коллектива с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания; - изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), альтернативные и вариантные программы, проводить педагогический эксперимент.
Задачи педагогической практики студентов исторического факультета : 1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой в школе и других учебных заведениях. С этой целью организуются встречи и беседы с педагогическим коллективом школы и ее руководством, проводится изучение школьной документации, в том числе планов работы. Для ознакомления с учебной работой по истории и обществознанию проходят беседы с учителями-предметниками, изучение программ по предмету, в частности, данной школы, анализ дидактических материалов кабинета истории, посещение уроков и внеклассных занятий по истории и обществознанию, ознакомление с планом работы методического объединения предметников. 2. Отработка и закрепление студентами знаний по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам; применение их на практике для конструирования и проведения урока, его анализа. В этих целях организуется посещение и анализ уроков учителей истории и обществознания, разработка и обсуждение планов и конспектов уроков, проведение уроков в закрепленных классах, их анализ. 3. Продолжение формирования и закрепление в практической деятельности педагогических умений учителя истории и обществознания: - проведение структурно-функционального анализа учебного материала; - определение целей изучения раздела, темы; - определение места конкретного урока в общей системе обучения, типа и формы урока, формулирование целевой установки; - отбор исторического содержания урока, соответствующих ему приемов и средств преподавания, учитывающих цели урока и уровень подготовки школьников; - выделение оптимальных уровней познавательной самостоятельности учеников и, с учетом этого, планирование их учебной деятельности на всех этапах урока; - формирование в процессе учебной работы у школьников умений, определяемых образовательными стандартами и конкретными учебными программами; - выявление и развитие интереса учащихся к истории и обществознанию; - знакомство с тематическим планированием в школе, уточнение методических комплексов по классам; - планирование урока и реализация его на практике; - анализ уроков однокурсников и собственных уроков; - разработка и проведение уроков в различных формах (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, деловые игры, и т.п.); - разработка и проведение внеклассных мероприятий по предмету (экскурсии, предметные вечера, КВН. викторины, олимпиады и т.д.), их анализ; - применение на практике приемов и средств формирования теоретических знаний; - выявление внутрипредметных и межпредметных связей, реализация их в учебном процессе; - использование различных приемов организации работы школьников с документами (политическими, юридическими), периодической печатью, статистическими данными, справочниками; - обучение школьников ориентации в социальной действительности на основе полученных теоретических знаний; - и др. Конкретизация задач отдельных этапов педагогической практики осуществляется с учетом места в общей системе педпрактики (первичная на III курсе, тренинговая на IV курсе очной формы обучения и на IV/V курсах очно-заочной, стажерская на V очной формы обучения и VI курсе очно-заочной формы обучения), а также специфических особенностей учреждения, в котором проводится практика, и других существенных ситуативных обстоятельств.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |