Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев
Использование чётных позиций и полупозиций В практике скрипичной игры обычно избегалось использование чётных позиций (главным образом второй и четвёртой), а также полупозиций. Ш. Берио, например, указывает: «Ряд нечётных позиций самый удобный, /…\ начиная с первой позиции, рука встречает опору при переходе в третью позицию и утверждает руку о шею скрипки, обеспечивая верность интонации». Этот подход не совсем верен (хотя и часто встречается в педагогической и исполнительской практике), так как опора руки о корпус инструмента в третьей позиции ведёт к неправильному положению левой руки, что в свою очередь вызывает неверные движения пальцев, негативно сказываясь и на интонации. Рука скрипача должна опираться о корпус инструмента, только начиная с четвёртой позиции. «Приклеивание» руки к корпусу инструмента в третьей позиции нежелательно (хотя и возможно) даже на начальном этапе обучения, т. к. переучивать закреплённые когда-то навыки всегда сложнее, чем учить «с чистого листа». Игнорирование чётных позиций приводит к обеднению аппликатурных возможностей, обуславливает возникновение больших трудностей и неудобств, т.к. ведёт к излишним переходам, вынужденному использованию неудобных движений пальцев и т.д.:
Не менее важным является использование полупозиций. С игрой в полупозиции связаны: а) суженное расположение пальцев на грифе б) максимальное использование четвёртого пальца, что в данном положении является рациональным Использование полупозиций даёт ряд серьёзных преимуществ, например:
Широкое использование полупозиций и чётных позиций должно входить в исполнительскую практику скрипача как один из основных приёмов рациональной аппликатуры.
Глава пятая
Аппликатура двойных нот и аккордов При игре на скрипке большую роль играет также техника двойных нот и аккордов. Таким образом, скрипка – это не только мелодический инструмент, как, например, духовые инструменты, но и полифонический. Аккордовая техника широко используется в таких произведениях - шедеврах, как сонаты и партиты для скрипки, сюиты для виолончели соло И.С.Баха, в каприсах Локателли, Н.Паганини, в сочинениях замечательного русского скрипача и композитора Хандошкина… Поэтому, технике двойных нот и аккордов необходимо уделять большое внимание: следить за ровностью звучания, рациональностью движений правой и левой рук, чистотой интонирования. Интервал или аккорд должен чисто звучать не только в отдельности, сам по себе, но и во взаимоотношении с предыдущим и последующим.
Рассмотрим аппликатурные варианты различных видов двойных нот: Терции Терции можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев: 1. Естественное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами. 2. Суженное – терция берётся первым-четвёртым пальцами. 3. Расширенное – первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвёртым пальцами (преимущественно при больших терциях). 4. Возможно также применение открытых струн.
Гаммы двойными терциями можно исполнять несколькими вариантами аппликатуры: - играя на нечётных позициях (что чаще применяется) - играя на чётных позициях – второй, четвёртой, шестой и т.д.
Аппликатура чётных позиций имеет важное преимущество. Она даёт меньшие расстояния при переходах из позиции в позицию, позволяя держать руку в промежуточном положении между двумя позициями. Тем самым облегчается игра в быстром темпе и обеспечивается большая плавность и незаметность переходов. При переходах на позиции использование в отдельных случаях открытых струн даёт возможность избежать излишних ненужных переходов. Все указанные виды аппликатуры можно применять в практике игры в соответствии с ритмом гаммы, который в каждом отдельном случае определяет опорные пункты переходов в позиции.
На высоких позициях, во избежание неудобного уплотнения пальцев на грифе, следует заменять обычную аппликатуру терций аппликатурой расширенного расположения пальцев, Вместо первого-третьего брать терцию первым и вторым; вместо второго и четвёртого – вторым и третьим или третьим и четвёртым. Такая аппликатура даёт большую интонационную устойчивость и лучшее звучание. Гамообразные последовательности хроматических терций могут исполняться попеременным чередованием двух пар пальцев либо скольжением каждой пары в отдельности. Последний приём используется иногда для достижения особого эффекта звучания:
Сексты Двойные сексты можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев: 1. Естественное – секста берётся первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвертым пальцами. 2. Суженное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами (преимущественно при больших секстах). 3. В отдельных случаях возможно применение открытых струн: Безусловно, нужно избегать аппликатур, требующих перебрасывания одного и того же пальца с одной струны на другую на интервал уменьшённой или увеличенной квинты:
Их лучше заменить следующей аппликатурой:
Октавы Возможные варианты исполнения 1. Естественное расположение пальцев - октава берётся первым-четвёртым пальцами 2. Расширенное – берётся первым-третьим или вторым и четвёртым 3. С применением открытых струн.
В интервальных и аккордовых последовательностях очень важную роль играет принцип подготовки и оставления пальцев. В аккордовых последовательностях следует по возможности избегать перебрасывания одного и того же пальца через струны.
Расположение пальцев в аккордах: 1. Естественное: 2. Суженное: Расширенное С открытыми струнами Если в аккорде встречается чистая квинта, берущаяся одним пальцем, то она может быть использована как ось для движений пальцев левой руки.
В XVIII веке в некоторых случаях при исполнении аккордов применялась аппликатура большого пальца. Этот аппликатурный приём идёт от музыкальной практики немецких народных скрипачей -шпильманов XVI-XVII веков (см. Allegro из восьмой сонаты Л.Франкера для сктипки и баса, сонату №12 Леклера). В дальнейшем аппликатура большого пальца не получила распространения в исполнительской практике и использовалась чрезвычайно редко. Её применял эпизодически в сонатах Баха советский скрипач Б.С.Фишман.
Глава шестая
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |