Тема 4 Рынок факторов производства и формирования факторных доходов (4 часа)
План лекции. Особенности рынков экономических ресурсов Рынок труда и заработная плата. Рынок земли и рента. Рынок капитала и процент. Особенности рынков экономических ресурсов Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы и она выступает в качестве покупателя. Объектами купли-продажи здесь являются факторы производства - земля, труд, капитал, рынки на которых они реализуются называются рынками ресурсов (факторов производства). Спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг. Спрос на ресурсы со стороны фирм на рынке ресурсов встречается с предложением их владельцев. Основными параметрами конкурентного рынка ресурсов являются: 1. Значительная масса конкурирующих продавцов и покупателей; 2. Никто из продавцов и покупателей не оказывает решающего воздействия на рыночный спрос и цены; 3. Свободное перемещение ресурсов по разным направлениям. Таким образом, для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной. Спрос на любой ресурс в этом случае будет зависеть от производительности ресурса и цены товара, созданного при посредстве данного ресурса. Предложение экономических ресурсов - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью ресурсов (по сравнению с конкретными потребностями). Это обстоятельство влияет на различия ценовой эластичности экономических ресурсов. Например, фирма приобретает один переменный ресурс-труд рабочих. Согласно действию закона об убывающей доходности, начиная со второй единицы используемого ресурса, происходит уменьшение предельного продукта. Зная цены единицы продукта (товара) и объема предельного продукта, полученного за счет приращения каждой единицы ресурса можно посчитать доход от предельного продукта MRP: , где МР - объем предельного продукта Р - цена по которой реализуется дополнительный продукт.
Результаты расчетов будем вести в табличной форме Таблица Максимизация прибыли фирмы.
Для максимизации прибыли фирма должна использовать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока их каждое последующее приращение будет ее увеличивать. Здесь необходимо учитывать предельные издержки ресурса MRC, т.е. дополнительные издержки, на величину которых каждая дополнительная единица ресурса увеличивает общие издержки фирмы. Фирме будет прибыльно вовлекать дополнительные ресурсы до тех пор, пока доход предельного продукта ресурса не станет равным его предельным издержкам; MRP == MRC. В нашем примере это пятая единица ресурса (пятый рабочий). Наем шестого рабочего уже не выгоден. На конкурентном рынке цена ресурса - величина постоянная. Поэтому предельные затраты на ресурс постоянные и в нашем примере равны ставке заработной платы в четыре денежные единицы. В условиях стабильной рыночной экономики и свободной конкуренции цена товара постоянна. Поэтому падение спроса на ресурсы объясняется только одним фактором: уменьшением предельного продукта вследствие действия закона убывающей предельной производительности. Таким образом, пятая единица ресурса (пятый рабочий) это экономический предел расширения производства. Причем этот предел носит объективный характер и практически не зависит от менеджмента предприятия. Всегда существует некоторый объем производства, при котором достигается максимальная прибыль. Анализ рынка показывает, что выпуск продукции с максимальной прибылью осуществляется тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам, т.е. MRP = MRC.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |