Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Методические рекомендации К семинарским занятиям По курсу ФИЛОСОФИЯ Таганрог 2004
ББК: 87я73
Составители: О.В. Шипелик, В.В. Богданов, М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко, Т.В. Тимошенко
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 64 с.
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» подготовлены в соответствии с новым государственным стандартом по философии. Рекомендуются для студентов очной и заочной форм обучения, а также преподавателей и всех интересующихся философией.
Рецензент М.А. Дедюлина, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии ТРТУ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» предназначаются для студентов очной и заочной форм обучения. Цель курса: 1. оказать помощь в усвоении курса философии, в формировании и развитии навыков диалектического мышления; 2. глубоко и осмысленно изучить основные вопросы тем, выносимых на семинарские занятия; 3. проконтролировать степень своей подготовки к занятиям. К каждой теме предлагаются вопросы для обсуждения, вопросы для самоконтроля, список основной литературы. Со списком дополнительной литературы к каждой теме семинарского занятия можно ознакомиться в методическом пособии «Программы и планы семинарских занятий по курсу «Философия» (№ 3402). В методических указаниях вся рекомендуемая литература к курсу в целом, а также литература к семинарским занятиям находится в читальном зале научной библиотеки ТРТУ. Методические указания подготовлены преподавателями кафедры истории и философии ТРТУ: темы 3 и 6 – к.ф.н., доц. В.В. Богданов; тема 15 – к.ф.н., доц. М.А. Дедюлина, тема 2 – к.ф.н., доц. Е.В. Папченко; тема 11 – к.ф.н., асс. Т.В. Тимошенко; темы 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16 – к.ф.н., доц. О.В. Шипелик.
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания. 3. Философия и частные науки. 4. Функции философии.
Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она возникла около 25 столетий назад почти одновременно, как считает К. Ясперс, в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Среди ученых первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор, а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном. В буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости». Для ответа на первый вопрос темы необходимо сравнить философию с такими важнейшими сферами культуры, как мифология, религия, искусство, наука. Особенности философии также помогают выявить некоторые моменты генезиса философии. Возникновение философии означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению человека о мире, к осознанию того, что в нем действует свой, независимый ни от бога, ни от человека порядок. Но таково было исторически исходное представление о назначении философии. В дальнейшем это представление изменялось. В этом же вопросе надо дать определение предмета философии, обратившись к рекомендуемой литературе (напр.; В.С. Поликарпов «Введение в философию». Ростов-на-Дону – Таганрог, 2003. С. 7-14). В этом же вопросе надо выявить специфику философского мировоззрения по сравнению с мировоззрением, которое формируется другими формами общественного сознания. Философия, являясь формой общественного сознания, общим теоретическим мировоззрением, квинтэссенцией культуры, представляет собой синтез закономерностей на природу, общество, человека, включающий в себя оценку того, что составляет содержание этих взглядов. Для ответа на второй вопрос необходимо дать формулировку основного вопроса философии, содержащегося в работе Ф. Энгельса (см. список литературы); характеристику основных направлений в философии, форм материализма и идеализма. Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства. Основной вопрос философии – это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении принципов деятельности к объективной реальности. Материалисты и идеалисты объясняли окружающий мир с помощью философского метода. Необходимо остановиться на характеристике исторически сложившихся двух основных методов в философии – диалектике и метафизике. С момента оформления философии начала определяется и структура философского знания. Необходимо дать характеристики таким частям философского знания как онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, эстетики, философской антропологии, философии истории, философии и методологии науки (см.; В.С. Поликарпов «Введение в философию». Ростов-на-Дону, Таганрог. 2003. С. 15), а также истории философии. При ответе на третий вопрос темы необходимо рассмотреть историческое изменение взаимодействия философии со специальными науками. На рубеже XX-XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека. При изложении вопроса нужно рассмотреть специфику философии в современной системе наук, определить ее взаимоотношения с естественными, общественными, математическими, гуманитарными, техническими науками, уделив особое внимание специфике технических наук, связи общественных и технических наук. Также здесь нужно рассмотреть роль философии для научного исследования, обратив внимание на селективный парадокс в современной науке. Можно привести примеры философских вопросов физики, математики, биологии, информатики, техники и т.д. Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль играет философия в жизни людей. Нужно дать характеристику функциям: мировоззренческой, методологической, интегративной, социально-теоретической, гуманистической, этической, эстетической, критической, аксиологической, культурологической, прогностической. Таким образом, важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать все богатство мировоззрения той или иной эпохи. В системе духовной культуры она является самым важным ее компонентом. Поэтому вслед за Гегелем К. Маркс рассматривает философию как духовную квинтэссенцию своего времени и называет ее живой душой культуры. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 1-5). Существенна роль философов в осознании современных процессов интернационализации и глобализации мира, глобальных проблем человечества (экологический кризис, голод и нищета, рост численности населения, угроза войны), а также обоснование системы ценностей современного российского общества (коллективизм, государственность, равенство, социальная справедливость, свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность, безопасность и др.).
Контрольные вопросы 1. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией? 2. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие? 3. Почему дуализм не является третьей, нейтральной линией в решении основного вопроса философии? 4. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функция философии? Приведите примеры. 5. В чем проявляется взаимосвязь философии и технических наук? 6. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, юристу и т.д.? 7. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |