Культура речи руководителя как психологический фактор управления
Руководитель в процессе своей деятельности проходит несколько стадий поведения: от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Культура речи является интегративной характеристикой, включающей три группы параметров: 1) содержание сообщения; 2) форма высказываний; 3) речевой этикет. Оценивая воздействие речи по содержательной стороне, обычно выделяют следующие характеристики: насыщенность речи информацией, логичность, точность, понятность её собеседнику, целесообразность (уместность). Информативность речи зависит, прежде всего, от новизны и важности или ценности для слушателя сообщаемых фактов. Она существенно повышается в зависимости от способности говорящего к анализу и обобщению, которые особенно важны, так как всегда присутствуют в общении руководителя и подчинённого. Информативность речи существенно зависит от полноты раскрытия основной мысли, её иллюстрации необходимыми фактическими данными, практическими примерами. При этом следует помнить, что информативность снижается при наличии в речи лишней информации, не относящейся к предмету обсуждения. Во время подготовки к любому виду управленческого общения, например, к беседе, нужно проработать логику передачи информации, обсуждения каждого конкретного вопроса. Основой логичности речи является логичность мышления. Поэтому руководителю необходимо постоянно развивать в себе способность к чёткому мышлению. Целесообразно также обучение основным положениям и законам логики. Логичность речи положительно влияет на способность слушателя воспринимать информацию. Ни в коем случае руководителю нельзя пользоваться словами, понятиями и терминами, значение которых он не знает точно. Они будут звучать неестественно, а скорее всего, и неуместно, и речь потеряет точный свой смысл и это приведёт к неточному её пониманию подчинённым.
Заключение
Слова “этикет” и “этика” воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Этикет (фр. “малая этика”) в широком значении – совокупность правил поведения, вежливости, принятых в каком-либо обществе или его части (половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и т.п. этикет).[10] В литературе по вопросу соотношения морали и этикета имеются в основном три точки зрения. Одна из них полностью исключает этикет из сферы морали, ограничивая его лишь кодексом правил внешней культуры поведения. Эта точка зрения не признаёт, в конечном счете, моральную основу этих правил, отрицает историческую изменчивость самого содержания понятия “этикет”. Сторонники этого взгляда (например, С. А. Токарев) указывают на разделяющую, сегрегативную функцию этикета и строго его противопоставляют нравственности. Другая точка зрения отождествляет этикет с моралью, не проводя существенного различия между этими понятиями, не видя исторически конкретного содержания самих явлений, то есть в этом случае преобладает тенденция сближения этикета с нравственностью, а иногда и прямого сведения к ней. Согласно третьей точке зрения (при культурологическом подходе), каждое из явлений, то есть и мораль, и этикет, обладает собственной спецификой, самостоятельным назначением, не позволяющим их отождествлять или полностью подчинять этикет морали, но их нельзя также и жёстко противопоставлять друг другу, так как оба они служат удовлетворению одной и той же социальной потребности – регуляции человеческих отношений и оба суть продукты исторического развития этих отношений (Л.Б.Волченко, К.Стошкус). При подобном подходе обнаруживается, что функции этикета меняются. В одних условиях доминируют политические и юридические функции, в других – нравственные, в третьих – религиозные. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты, выразить уважение к нему. Всё разнообразие этикетных форм имеет одинаковое содержательное наполнение – признание и поддержание значимости (уважение, почитание) человека, с которым завязывается контакт. Таким образом, теряет смысл противопоставление нравственности и сегрегативных функций этикета: признавая значимость каждого человека, мы тем самым признаем и различия этой значимости, зависящие от личных способностей, социальных статусов, пола, возраста. На мой взгляд управленческая этика руководителя состоит из формы и содержания. Под формой я понимаю деловой этикет, культуру общения с подчиненными, а под содержанием мною понимается этическая (моральная) составляющая руководителя. Этикет не всегда может дать представление об этической стороне руководства. Этикет – маска условной вежливости, поэтому в рамках своей дипломной работы я постаралась в большей степени раскрыть содержательную сторону управленческой этики, а именно ее психологические и нравственные составляющие.
Список литературы 1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. М.: Инфра – М, 2000. 2. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник – М.: Изд. «Дашков и К» 2004. 3. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. 4. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., 1991. 5. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М., Дело, 1993. 6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., Дело, 1996. 7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: 1998. 8. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Из – во Дело, 2003. 9. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: Из – во ИНФРА – М, 2001. 10. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? М.: Интео – Синтез, 1995. 11. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов – на – Дону. Феникс, 2005. 12. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2003. 13. Этика: Энциклопедический словарь. Институт философии. Рос. Акад. наук; Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: 2001. 14. Ссылка: www. humanities.edu.ru/db/msg/63414
[1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 302. [2] Ж.Блондель. Политическое лидерство. М., 1992. С.18-19. [3] Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М., Дело, 1993. [4] Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992 [5] Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М., 1994. С.122-123. [6] Парыгин Б.Д. Основы социально психологических теорий. М., 1995. С.18. [7] Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. С.21. [8] Джонсон Р.,Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., 1991. С.52. [9] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2003.
[10] Этика: Энциклопедический словарь / Ин-т философии Рос. акад. наук; Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М., 2001. С.448.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |