Задачи механики. Механические явления. Повторение основных понятий механики из курса основной школы.
М.Ю. Демидова В.А. Коровин МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ
2004
Аннотация Сборник содержит методические рекомендации по преподаванию курса физики по учебникам Анциферова Л.И. «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» в рамках широкомасштабного эксперимента по переходу к профильной школе. В него включены программа курса, примерное поурочное планирование, а также рекомендации по изучению материала, включенного в проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
СОДЕРЖАНИЕ 5. Введение ………………………….. 6. Соответствие обязательной компоненты курса проекту Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) ………………… 7. Программа курса физики для 10 – 11 классов ………………………….. 8. Примерное поурочное планирование, 10 класс ………………………….. 9. Примерное поурочное планирование, 11 класс …………………………
ВВЕДЕНИЕ Комплект учебников Л.И. Анциферова «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» предназначен для преподавания физики в классах естественнонаучного профиля (в которых профильными предметами являются те или иные естественные науки, например, химия, биология, экология, физическая география и т.п.), в разнообразных технологических профилях (в которых профильными предметами являются, например, информационные технологии, электро-и радиотехника, сельскохозяйственная техника и т.д.), а также оборонно-спортивном профиле (профильный предмет — ОБЖ). В таких классах содержание школьного курса физики тесно связано с профильными предметами, а прочные знания по физике являются необходимым условием успешного усвоения профильных курсов. В этом случае курс физики преподается как отдельный предмет в течение двух лет обучения, причем объем материала и глубина его изучения должны выбираться с учетом профилизации и быть не ниже предусмотренного базовым уровнем федерального компонента государственного стандарта. В учебном плане на изучение физики целесообразно выделять не менее 3 учебных часов в неделю, добавляя к базовой составляющей (2 учебных часа в неделю) дополнительное время за счет часов компонента образовательного учреждения.
Программой и учебником предусмотрено два уровня обучения: v 1-й уровень — это обязательный для всех учащихся компонент; v 2-й уровень — это компонент, содержащий материал повышенной трудности. Обязательный материал можно изучать, пропуская материал повышенной трудности. Право выбора работы на любом уровне предоставляется ученику. Обязательный материал курса немного превышает содержание базового компонента стандарта по физике. Более подробно о соотношении программы курса и федерального компонента государственного стандарта по физике смотрите в следующем разделе сборника. В обязательной части курса учащиеся изучают основы физических теорий с необходимым минимумом законов физики. Уровень обучения позволяет рассмотреть структуру физической теории, основные положения, следствия и практическое применение теории, границы ее применимости. Уровень повышенной трудности в большинстве своем содержит вопросы, входящие в профильный уровень федерального компонента стандарта образования по физике. Материал здесь изучается более глубоко и с бóльшим привлечением математического аппарата. Кроме того, учащиеся подробнее знакомятся с идеей фундаментальности законов двух типов: жестко детерминированных и статистических, с новыми представлениями о пространстве-времени, структуре материи. Двухуровневое построение программы и учебника позволяют использовать учебный комплект Л.И. Анциферова в классах, не имеющих единого для всех учащихся профиля обучения. В этом случае можно организовать работу двух групп учащихся, изучающих физику на различных уровнях: в соответствии с обязательной компонентой курса и в соответствии с компонентой повышенного уровня.
Кратко остановимся на основных идеях построения курса физики Л.И. Анциферова, особенностях отбора и структурирования содержания физического образования. В содержание курса включены следующие теории: механика, термодинамика, молекулярно-кинетическая теория, электродинамика, теория относительности, квантовая физика. В основу отбора содержания положены следующие принципы: 1. Физическая теория как высшая форма организации научных знаний является основой курса, а следовательно, ведущей формой физического знания. 2. В содержании курса отражены фундаментальные законы двух типов: жестко детерминированные и статистические. 3. Содержание включает сведения о становлении физических теорий и фундаментальном физическом эксперименте, основные задачи, решаемые теорией, и применение теории. 4. Содержание курса способствует формированию знаний: ü системных; ü методологических; ü о физической картине мира; ü о месте физики в современном мире. 5. Структура и обучающая последовательность курса физики носят циклический характер, отражающий диалектический путь познания. 6. Структура курса обеспечивает возможность объединения материала в достаточно большие блоки, изучение которых способствует оптимальному развитию школьников. 7. Структура и содержание курса ориентируются на возможность реализации разноуровневого обучения, применения новых информационных технологий в преподавании физики. Физическая теория занимает центральное место в содержании курса. Изучение теории построено таким образом, чтобы знания усваивались учащимися не как рядорасположенные, а с учетом существующих между ними связей и иерархии. Методологические знания включены в канву предметных знаний, что позволяет осуществить процесс обучения в соответствии с циклами экспериментального и теоретического познания. Изучение материала осуществляется крупными блоками. Блок представляет собой дозу учебного материала, обеспечивающую знания учащихся по логически законченному вопросу. Блок включает систему понятий и связей (а не отдельные понятия или законы), Программа и учебник ориентируют на понимание учащимися изучаемых понятий, на их умение раскрывать содержание понятий по обобщенному плану. Обобщенные планы включены в консультацию 1 учебника для 10-го класса. В учебнике имеются задачи разных типов. Фронтальные лабораторные работы, являющиеся составной частью отдельных параграфов, включаются в канву предметных знаний. Предусмотрено проведение фронтальных лабораторных работ как иллюстративным, так и эвристическим приемами. В связи с наличием двух уровней обучения предусмотрены два уровня обработки учащимися экспериментальных данных при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных задач. Сведения об измерениях и обработке экспериментальных данных приведены (подробно, с примерами) в консультации 3 учебника для 10-го класса.
Соответствие обязательной компоненты курса проекту федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
В приведенной ниже таблице указаны главы и параграфы учебников 10 и 11 класса комплекта Л.И. Анциферова, в которых даны наиболее важные определения указанных в стандарте элементов содержания. В комплект учебников 2001-2003 годов издания не охватывает следующие разделы стандарта: «Методы научного познания» (частично) и «Элементы астрофизики». Для этих разделов приведены дополнительные источники информации.
Кроме приведенных в таблице источников информации можно использовать следующую литературу: 1. Карпенков С.Х. Основные концепции современного естествознания. — М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. 2. Рузавин Е.А. Основы современного естествознания. — М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997. 3. Солопов Е. Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998. 4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 1999. 5. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. 6. Концепции современного естествознания / под ред. С. И. Самыгина. – Ростов/нД: «Феликс», 1997. 7. Левитан Е.П. Астрономия. 11 кл. — М.: Просвещение, 2002. 8. Порфирьев В.В. Астрономия. 11 кл. — М.: Просвещение 2000.
ПРОГРАММА КУРСА ФИЗИКИ 105 /175 часов, 3/5 часов в неделю
105 часов /3 часа в неделю/ — обязательная компонента; 175 часов /5 часов в неделю/ — компонента повышенного уровня.[2]
10 класс ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ч) Физика как одна из естественных наук. Научные методы познания и их отличия от других методов познания. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование в физике. Понятие о научных гипотезах, физических законах и физических теориях. МЕХАНИКА Основные понятия кинематики (12/15 ч) Задачи механики. Механические явления. Повторение основных понятий механики из курса основной школы. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Система отсчета. Проекции скорости и перемещений. Относительность скорости. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Ускорение свободного падения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |