Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирования экологической культуры дошкольников
Воспитатель ДОУ - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического образования детей дошкольного возраста. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой формирования ее у детей он организует деятельность детей так, чтобы оно было содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовало формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходило» в самостоятельное поведение детей. Ведущий в этом процессе должна стать деятельность взрослого и ребенка.1 Эта идея представлена в трудах многих педагогов, и отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д, Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др. Сотрудничество благодаря которому развивающиеся взаимопонимания, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Задачи взаимодействия педагог - родитель можно сформулировать следующим образом: формирование экологической культуры у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как, без наличия знаний и гуманного отношения к ней родителей, последние не смогут полноценно принять участие в формировании экологической культуры детей. __________________________________________________________ 1 Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей//Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - С. 36-43 Следовательно одной из задач эколого педагогической деятельности воспитателя будет просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста. В различных педагогических трудах рекомендуется ряд форм работы с родителями, которые включают родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытия дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование школы молодого родителя, консультации, беседы, переписку и т.д. Работу в данном направлении можно осуществлять и таким образом: создавать такие проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т.д. Таким образом, следует создавать условия для активности самих родителей: - контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; - понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; - наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; - возникновение и проявление процесса деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата. Следует отметить и тот факт, согласно которому, «только опираясь на семью, только совместными усилиями можем решить» задачу по формированию экологической культуры дошкольника. Поэтому работу следует проводить в двух направлениях: 1) педагог - родитель; 2) педагог - ребенок - родитель. В таком случае, важно проводить работу дифференцировано, объединив родителей в подгруппы при этом необходимо учитывать образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов1, что, возможно, осуществить, например, при организации КВНов, в ходе которых необходимо подойти к одной точке зрения, выслушав многие, определить выводы. Далее можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката . Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. В связи с этим можно предложить родителям составить правила поведения в природе. Одновременно работу в этом направлении необходимо осуществлять в ДОУ. В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
__________________________________________________________ 1 Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников./ Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 58 - 63. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе», где вниманию родителей можно предложить различные советы по предотвращению проявления жесткости детей по отношению к живой природе. Еще одна форма работы с родителями педагогические ширмы, в которых родителям надо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом можно организовать переписку (анонимную) с родителями, где родители оставляют свои вопросы в специальном ящике, а ответы получают через информацию, помещенную на ширме. Также можно проводить консультации для родителей по различным вопросам формирования экологической культуры у дошкольников. Итак, такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Следовательно, выполнение взаимодействия в системе воспитатель - родители - дети является важным условием формирования экологической культуры последних. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать следующее: - роль среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалась рядом выдающихся педагогов и психологов; - развивающая среда обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка; - непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книжки и рассказы взрослых; - организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а так же дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка об наблюдаемом и изучаемом объекте; - формирование отношения к природе, проявления у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания (эмоции); - взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель, решая тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильного отношения к природе; - воспитатель организует и работу с родителями, так как они являются участниками экологического образования детей дошкольного возраста, так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок, откладывает свой отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером; - работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников воспитатель осуществляет различными формами, решая при этом ряд специфических задач; - организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры; - формирование экологической культуры личности и ее проявление всегда связано с деятельность трудовой, игровой, конструктивной, деятельностью в процессе наблюдения; - первоосновой возникновения у ребенка осознанно - правильного отношения служит непосредственный контакт с самой природой, пребывания в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами; - любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе нее дети узнают новые знания, осваивают различные навыки умения, осознают значимость того или иного действия, ее место и роль в природе. Иначе говоря, целесообразное и планомерное взаимодействие педагог - ребенок родитель приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры - осознанно - правильного отношения к природе.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |