Республиканская форма правления
2.2.1. Республика и ее виды
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.[14] Общими признаками республиканской формы правления являются: - существование единоличного и коллегиального главы государства; - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной государственной власти.[15] Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Еще в месопотамских городах-государствах (IV – III вв. до н.э.) формируются основные признаки этой формы правления.[16] Греческие республики – знаменитые города-полисы вошли в историю в качестве классического примера демократических способов управления делами общества и государства. По образцу древнегреческих республик строились республиканские государства средневековой Италии – Флоринтийская, Веницианская республики. Но наибольшее распространение эта форма правления получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.[17] В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. Республика – самая распространенная в нынешнее время форма правления – существует в трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная).[18] В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. Возникновение парламентской республики связано с исторической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII – XVIII вв. В парламентской республике руководящий орган государственной власти – парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими – классическими – характеристиками: - выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций; - парламент назначает правительство, и он же может его отозвать; - глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее; - раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.); - правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях – ФРГ – еще и право вето на законопроекты); - независимость правительства по отношению к главе государства. Кроме того, оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными средствами воздействия на органы исполнительной власти.[19] Роль главы государства в парламентской республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Свое право досрочного роспуска парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, т.е. членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты (есть и исключения – в Австрии президент избирается всеобщим голосованием). Типичные примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Ирландия. Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной – так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ. Исторические примеры такой формы правления: во Франции – начало I Республики (1793 г.) и 1918 – 1958 гг.(IV Республика, кроме вишистского периода оккупации страны в годы Второй мировой войны); современная модель – государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание осуществляет высшую власть в стране, конституционно ограниченную только правами народа и кантонов.[20] При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть отозвано им же. Глава государства и правительства – президент. В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламент ской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).[21] Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно: - в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда; - исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства; - президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы; - президент политически ответствен перед народом, а правительство – перед президентом; - парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; - при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента; - исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако, в США вице-президент – председатель сената).[22] Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем – всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом. Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как единое целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д. Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. [23] Для президенциализма характерны следующие принципы: - глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах; - президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответственен перед ним; - правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия; - партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции); - президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы; - у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы; - у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).[24] При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства. Таким образом, значение президента в этой стране оказывается еще выше. Полупрезидентской формой правления охвачено 42 государства мира. В современном политическом мире существуют и другие, более спефические разновидности президентских республик: с коллегиальной главой государства; с институтом капитан-регентства; так называемые суперпрезидентские. В ряде стран имеется коллегиальный, а не индивидуальны глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе семи членов на относительно широкой коалиционной основе. Председательствует в Совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. То есть форма правления в Швейцарии обладает чертами президентской республики, за исключением того, что глава государства не единоличный. Коллегиальный глава государства действует также в Гвинее-Бисау.[25] В Сан-Марино (датой возникновения республики считается 301 г.) обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на шесть месяцев. По закону они должны все вопросы решать единогласно. Формально Сан-Марино не знает института парламентской ответственности капитанов-регентов, но короткий срок их позволяет парламенту фактически контролировать деятельность этих руководителей.[26] В ряде африканских республик центральная фигура в системе государственных органов – тоже президент. Роль представительных и судебных институтов здесь невелика, фактически почти вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Отдельные африканские страны возглавляются пожизненными президентами (в т.ч. пришедшими к власти в результате военного переворота), в других – президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии. В ряде стран, где президентов формально периодически переизбирают парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, т.к. оппозицию, если она существует, верховная власть подавляет, не допускает к участию в выборах, все СМИ и пропагандистский л холятся под контролем президента и сплотившейся вокруг него узкой политической группировки. Из-за особенностей местной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все и писаны заранее.[27]
2.2.2. Сравнительный анализ видов республик
Таким образом, мы можем подвести итог и сравнить основные виды республиканской формы правления (табл. 3). Таблица 3 – Виды республик и их сравнительные признаки
Продолжение табл. 3
Каждый из видов республиканской формы правления имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные из них. Парламентскую форму правления можно считать наиболее демократичной. Достоинствами этого вида республики являются, во-первых, то, что народ влияет на власть, избирает парламент; во-вторых, подотчетность правительства парламенту. Среди недостатков можно отметить неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком также может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т.е. парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет. Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство. Достоинствами президентской республики как формы правления являются следующие: - народ имеет больше возможностей влиять на власть; - большая устойчивость власти. Основной недостаток заключается в существовании возможности установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов. Также президент может стать невольным заложником своего окружения. Предотвратить развитие этой тенденции может разработка и закрепление механизма широкого участия общественности в управлении страной, прозрачность в области принятия решений.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |