Общая классификация функциональных стратегий представлена в таблице 1.
Таблица 1 – функциональные стратегии
Стратегические варианты
| Применение
|
1. Товарно-рыночная стратегия
|
Товарная стратегия
Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры
· Монономенклатурное производство
· Доминантно-номенклатурное производство
· Полисегментная номенклатура производства
· Изменение номенклатурного типа предприятия
|
+
|
Ассортиментная стратегия: выбор типа ассортимента
· Широкоассортиментное производство
· Узкоассортиментное производство
· Среднеассортиментное производство
· Изменение ассортиментного типа производства
|
+
|
Стратегия обновления номенклатуры производства
· Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции
· Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции
· Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки продукции
· Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукты
|
+
|
Стратегия масштабов производства
· Расширение масштабов производства
· Сокращение масштабов производства
· Сохранение масштабов производства
|
+
|
Стратегия качества продукции
· Лидерство в качестве профильной продукции
· Минимальное качество профильной продукции
· Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции
|
+
|
Рыночная стратегия
Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции
· Моносегментный рынок сбыта
· Доминантно-сегментный рынок сбыта
· Полисегментный рынок сбыта
· Смена типа структуры рынка сбыта продукции
|
+
|
Стратегия рыночной экспансии
· Расширение охватываемого сектора товарного рынка
· Сокращение сектора рынка
· Сохранение сектора рынка
|
+
|
Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке
· Концентрация усилий на завоевании потребителя
· Концентрация усилий на рекламе продукции
· Концентрация усилий на отношениях с конкурентами
|
+
|
Стратегия ценообразования
· Ценообразование на базе уровня издержек
· Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию
· Ценообразование на базе издержек производства
· Ценообразование на базе уровня спроса
Ценовое лидерство
Ценообразование по принципу «гонки за лидерам»
Минимизация цен
Компенсационное ценообразование
|
+
+
|
2. Ресурсно-рыночная стратегия
|
Ресурсная стратегия
Стратегия объема ресурсных запасов
· Формирование долгосрочного запаса ресурсов
· Формирование краткосрочного запаса ресурсов
· Формирование среднесрочного запаса ресурсов
|
+
|
Стратегия качества ресурсов
· Лидирующее качество
· Минимальное качество
· Среднеотраслевое качество
|
+
|
Стратегия на рынке ресурсов
· Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов
· Моносегментный рынок поставщиков
· Доминантно-сегментный рынок поставщиков
· Полисегментный рынок поставщиков
· Переход от одного типа рынка поставщиков к другому
|
+
+
|
3. Технологическая стратегия
|
· Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия»)
· Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип»)
· Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип»)
· Обновление технологии на базе собственный результатов НИОКР
· Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР
· Обновление технологии с учетов технологических разрывов
|
+
|
4. Интеграционная стратегия
|
Стратегия вертикальной интеграции
· Консолидация (присоединение)
· Группировка (обмен правами)
· Целевая пролонгация договоров о правах и поставках
Стратегия горизонтальной интеграции Стратегия диагональной интеграции
|
+
|
5. Финансово-инвестиционная стратегия
|
Стратегия привлечения внешних финансовых ресурсов
Стратегия выбора структуры источников средств
· Концентрация (уменьшение числа) источников внешних средств
· Диверсификация источников внешних средств
· Отказ от привлечения внешних финансовых средств
Стратегия выбора сроков получения кредитов и займов
· Концентрация во времени получения средств
· Постепенное получение средств
Стратегия возврата привлеченных средств
· Концентрация во времени возврата средств
· Постепенное возвращение полученных средств
Стратегия инвестирования имеющихся средств
· Стратегия активного участия в финансовых (фондовых) спекуляциях. Выбор типа портфеля ценных бумаг
· Минимальное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях
· Использование средств для развития собственного производства
· Самостоятельная реализация инвестиционных проектов
· Создание консорциума для реализации инвестиционных проектов
|
+
+
+
+
|
6. Социальная стратегия
|
Стратегия численности работников
· Полномасштабный коллектив
· Минимально необходимый коллектив
· Промежуточный размер коллектива
Стратегия взаимозаменяемости работников
· Индивидуальная специализация работников
· Высокая степень взаимозаменяемости работников
· Внутригрупповая взаимозаменяемость работников
Стратегия дифференциации работников
· Высокодифференцированный (по отношению руководства к работникам и оплате их труда) коллектив
· Однородный коллектив
· Частично дифференцированный коллектив
Стратегия степени патернализма руководства по отношению к коллективу
· Максимальный патернализм
· Минимальный патернализм, полная обособленность руководства от коллектива
· Групповой или частичный патернализм
Стратегия выбора социального типа коллектива
· Коллектив, в котором положение каждого работника определяется его отношениями с руководством (коллектив типа «стая»)
· Временное сообщество людей, вынужденно связанных только функциональной общностью («автобус»)
· Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов («семья»)
· Сообщество людей, лишенных индивидуальных функциональных отличий и направляемых лидером («стадо»)
· Постоянное сообщество работников, положение которых определено индивидуальными функциональными обязанностями («улей»)
|
+
+
+
+
+
|
7. Стратегия управления
|
Тип управления
· Стратегический характер управления
· Тактический характер управления
· Оперативный характер управления
Организационная структура
Степень влияния факторов на организационную структуру
· Структура, слабо зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура»)
· Структура, зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («органическая структура»)
Принцип структуризации коллектива предприятия
· Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам (профессиональная структура)
· Группировка работников по функциональным признакам (функциональная структура)
· Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура)
· Группировка работников по технологическому признаку (технологическая структура)
· Группировка работников по сегментам рынка потребления производимой продукции (потребительская структура)
· Группировка работников по местонахождению (дивизиональная структура)
· Группировка сотрудников по их участию в одном проекте (временная организационная структура)
Управленческая структура
· Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия (линейная структура управления)
· Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная структура)
· Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная структура)
· Структура двойного линейного и функционального подчинения (линейно-функциональная структура)
|
+
+
+
+
+
|
8. Стратегия реструктуризации
|
Организационно-технологическая реструктуризация
· Перегруппировка технологических операций по территориальному признаку
· Перегруппировка операций по составу преобразуемых ресурсов
· Перегруппировка операций по технологическому признаку
· Перегруппировка операций по продуктовому признаку
· Вторичная перегруппировка по горизонтальному признаку
· Вторичная перегруппировка по вертикальному признаку
· Смешанная перегруппировка
Организационно-управленческая реструктуризация
· Перегруппировка функций управления по характеру их реализации (переход к функциональной структуре)
· Перегруппировка управленческих функций по продуктовому признаку (переход к дивизиональной структуре)
· Переход к смешанной группировке управленческих функций (переход к комбинированной структуре)
Реструктуризация прав и ответственности подразделений
· Формирование группы нехозрасчетных подразделений, выполняющих задания руководства предприятия
· Формирование группы хозрасчетных и финансируемых за счет предприятия подразделений
· Формирование «центров финансовой ответственности» (самофинансируемых и самоуправляемых подразделений)
· Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве дочерних и зависимых предприятий
· Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве самостоятельных предприятий, связанных с данным интеграционными отношениями
Реструктуризация активов
· Освобождение предприятия от неиспользуемых активов
· Сохранение на предприятии и поиск способов эффективного применения неиспользуемых в настоящее время активов
Реструктуризация коллектива
· Сохранение не полностью загруженного коллектива
· Приведение состава коллектива в соответствие с существующей в настоящее время потребностью
Автономность реструктуризации
· Самостоятельное осуществление предприятием реструктуризации
· Согласованное осуществление реструктуризации с группой территориально близких предприятий
· Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий данной отрасли
· Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий-смежнииков
|
+
+
+
+
+
|
Примечание - Источник: Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа подводит итог о пройденном курсе по дисциплине «Стратегический менеджмент».
В заключении можно сделать вывод, что цели, поставленные в работе, достигнуты, задачи выполнены. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В работе состоящей из трех частей, применены все полученные знания за прошедший курс по этой дисциплине на примере предприятия ОАО «Магнит».
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определен объект и предмет работы. Поставлены цели, сформулированы задачи и приведены методы их решения. Также выполнен обзор литературных источников и перечислены ключевые авторы.
В первой главе обобщены теоретические основы стратегического управления:
Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы.
Во второй главе «Анализ внешней и внутренней среды организации ОАО «Магнит» рассмотрены миссия, ценности, стратегические приоритеты, проведён анализ внутренней и внешней среды организации, выделены её сильные и слабые стороны, возможности и угрозы от влияния внешних факторов. Для более наглядного представления о том, насколько элементы системы взаимодействуют между собой, представлен PEST – анализ, анализ деловой среды, SNW – анализ и SWOT – анализ.
В третьей главе «Выбор стратегии развития» ОАО «Магнит» представлены три блока стратегий развития:
1. Деловые стратегии развития;
2. Типовые стратегии бизнес-единиц;
3. Функциональные стратегии развития.
Данные стратегии предложены для возможного развития организации. Их применение в дальнейшем поможет организации увеличить объем продаж, привлечь новых клиентов, сократить затраты на производство, наладить коммуникации между сотрудниками, приобрести новое, более современное оборудование и расшириться за счет открытия новых филиалов и подразделений.