Программа обучения кандидатов в замещающие семьи
Цели программы: Ø Познакомить участников занятий с нормативно-правовой основой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан. Ø Побудить кандидатов в замещающие семьи задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание чужого ребенка. Ø Раскрыть участникам занятий особенности психического развития детей, лишенных родительского попечения; психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений в приемной семье. Ø Привести желающих взять ребенка к осознанию реальных проблем, чтобы дать возможность в полной мере оценить ответственность, которую они на себя берут, и понять возможности решения этих проблем. Ø Создать условия, в которых участники занятий могут почувствовать себя более уверенно в роли замещающих родителей, показав им реальные способы конструктивного взаимодействия с ребенком. Программа имеет три блока (6 занятий – 30 часов), содержание которых направлено на раскрытие основных позиций, являющихся принципиально важными для образующейся приемной семьи. Темы занятий
Приложение 2 Программа обучения кандидатов в замещающие семьи Занятие Семейная система: функции, структура, динамика. Цель: · Познакомиться с семейной системой: функциями, структурой, динамикой. · Узнать возрастные особенности вхождения ребенка в семью. · Определить место приемного ребенка в семье.
I. Шеринг.
II. Согласование цели занятия. III. Обсуждение выполненного домашнего задания. 1.На доске вывешивается план, который вся семья представляет. Остальные семьи поддерживают, помогают. 2.Хорошие качества членов семьи (озвучить). 3. Озвучить и прокомментировать традиции.
IV. Познакомить собравшихся с принципами проведения мозгового штурма. § Допустимы любые идеи § Повторение идей допускается § Выдвигать быстро, больше идей § Предложенные идеи не критиковать § Предлагать идеи по заданной теме § Записывать все идеи § Не использовать жаргона V. Семейная система: функции, структура, динамика. 1. Мозговой штурм "Что такое семья?" Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе. (Толковый словарь Даля) Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная с общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственности. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и ее родственников, но и для общества в целом. 2. Мозговой штурм "Функции семьи" Основными функциями семьи являются: ¿ Порождение и воспитание детей. ¿ Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций семьи, общества. ¿ Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви. ¿ Создание условий для развития личности всех членов семьи. ¿ Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. ¿ Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. ¿ Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними. ¿ Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. ¿ Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. ¿ Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. ¿ Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с близких людей стрессовых состояний. 3.Структура семьи. Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений. Существует множество вариантов состава или структуры семьи. Ø "Нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей; Ø "пополненная семья" - увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, живущие вместе или в тесной близости друг от друга; Ø "смешанная семья" является перестроенной семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей; Ø "семья родителя-одиночки" является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен. Нарушение структуры семьи препятствует выполнению семьей своих функций. 4. Мозговой штурм " Динамика (жизненный цикл) семьи" Е. Дюваль подразделил жизненный цикл на восемь стадий:
Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Задание для семьи Подумать и ответить (письменно): ·В какой жизненный период семьи не следует брать ребенка? ·В какой жизненный период семьи лучше всего брать ребенка? 5. проблемные зоны профессиональной семьи 1. Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие. 2. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей. 3. Возникновение у родителей комплекса вины вследствии неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности. 4. Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях. 5. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда предполагается перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей в семье. 6. Проблема супружеских взаимоотношений. 6. Факторы, влияющие на успешность приема ребенка в семью. 1 .умение приемных родителей-воспитателей справляться с обычными проблемами детей школьного возраста без паники и экстремальных дисциплинарных мер. 2. понимание сущности психологических причин проблемного поведения. 3. общая компетентность в вопросах подросткового воспитания. 4. отсутствие у приемных родителей-воспитателей строгих и формальных религиозных ориентаций. 5. способность профессиональных отцов воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные. 6. способность профессиональной матери относиться к принятому ребенку как индивидуальности. 7. первый порядковый номер рождения профессиональной матери в ее собственной семье.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |