Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
12
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев. Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая. Древнейшая цивилизация Шан (Инь) существовала во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси. Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефритовые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности. В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические орнаментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и другая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (человеческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий человека" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предметов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор). Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ритуальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакральный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Западного Чжоу. К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древнекитайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая периода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая. Период Восточного Чжоу — это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых изделий. Кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные государства, обладавшие высокой оригинальной культурой. Например, чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до н.э. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами, происходят ожесточенные войны между царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до н.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью тысячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Эти процессы отражаются в скульптуре, особенно ритуальной, в образах символизирующих могучую силу. Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской архитектуре и скульптуре. Характерна "космическая" структура китайского города (Чанъань, Лоян) — в основном башнеобразные постройки, и сочетание наземной и подземной структур в погребальных комплексах. В найденных там ритуальных предметах тоже присутствует космогоническая символика. Среди ханьский погребального инвентаря найдены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребальный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай мумификации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры. Погребальный рельеф - ведущий вид скульптуры эпохи Хань. Ханьский рельеф также богат космогонической символикой. В нем отражена мифология древнего Китая. Например, образ "Большого изгнания", который реконструирован по изображениям в гробницах. Стилистические особенности ханьского рельефа: мотив божественного полета. Провинции Шаньдун и Сычуань были основными художественными центрами изготовления рельефа. В середине I тысячелетия до н.э. карта Древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором истории древнего Китая в последующий период. Образование империй и жестокая борьба за могущество империй отражалось и в искусстве Древнего Китая. Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господством принципов имперского искусства. Что не могли не наложить отпечаток на развитие скульптуры. Об имперской государственной политике свидетельствуют великие памятники прошлого. Это — Великая китайская стена как акт космогонического порядка. В таком же духе выстроен некрополь императора Цинь Шихуана — центральный памятник эпохи и уникальный для мирового искусства образец погребального комплекса. Образцом погребальной скульптуры эпохи Цинь является "Подземная армия" (или Глиняная армия) Цинь Шихуана. Феномен Глиняной армии освещен в исторических источниках (Сыма Цянь "Исторические записки"). Символика Глиняной армии — величие империи и ее непобедимость. Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) происходит и развитие реалистических черт в скульптуре. В каменных рельефах погребений проглядывают конкретные образы людей. Эти мифологические сцены, исполненные в технике плоского рельефа, отличаются острой выразительностью силуэтов и динамичностью. Высокого подъема достигла уже в то время монументальная скульптура. Образцом является каменная статуя лошади на могиле 117 г. до н.э. Реалистичные черты проявлялись и в глиняных погребальных фигурках людей и животных, обнаруженных в могилах. Для этих изображений характерно стремление к передаче типичных черт в образах слуг, рабов и танцовщиц.
3. Музей "Подземной армии" как ярчайший образец
"Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в истории археологии. Здесь, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, случайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвестными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились. Весть о находке облетела весь мир. Она привлекла внимание одной поразительной особенностью. Свет карманных фонариков, попадая на фигуры, выхватывал из темноты подземелья множество непохожих друг не друга, почти живых - с такой тщательностью они были вылеплены - лиц. Значительный "возраст" и явная портретная индивидуальность скульптур натолкнули некоторых исследователей на сравнение их с произведениями искусства других цивилизаций прошлого, и прежде всего с амарнским портретом, появившимся в один из самых интересных периодов в истории Древнего Египта - эпоху фараона Эхнатона. Дальнейшие исследования добавили оснований для подобных аналогий. Оказалось, что, как и многие древнеегипетские изваяния, устанавливаемые в гробницах фараонов и знатных вельмож, фигуры китайских воинов предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный, состоящий из семи тысяч скульптур погребальный эскорт первого императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни. Но прежде, чем обратиться к более подробному рассмотрению погребального комплекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в которое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства исполнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (название территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, занимающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и постройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадобиться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань. Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покрывавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в километре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3). Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, действительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бороды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специалистами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 солдат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разрушило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц. Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения. "Похоже, что в скульптурах воинов подземной армии гораздо больше реализма, чем это бывает в настоящей жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления известный китайский искусствовед Лю Сяо Чунь. Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульпторы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественности и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяющимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний. Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их высота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае. Не менее важную роль играет и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных скульптурных групп, устанавливаемых на площадях или в нишах храмов. Скорее всего, ее можно сравнить с городской застройкой китайских кварталов времен средневековья или со сказочным китайским драконом, показывающим сначала только голову и скрывающим хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть и оценить произведения древних мастеров, надо самому пройтись среди фигур воинов, каждая из которых чуть выше человеческого роста, стать как бы частичкой "подземной армии". Поражают динамизм и мощь. Отчасти такой эффект достигается за счет чередования в композиции вертикальных линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образованы фигурами лошадей и боевых колесниц. Но главное, что усиливает общее впечатление, - уже упомянутая индивидуальность скульптурного портрета, передающая распространенный во времена Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто облеченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - характеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храбрость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, саркастическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древности. 1 октября 1997 года был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим историческим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с лошадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Дания, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.
Раскоп № 1 Раскоп № 1 имеет прямоугольную форму (230 метров в длину и 62 метра в ширину). В нем пять дверей и длинный проход в каждую сторону. Между двумя проходами находятся девять коридоров, идущих с севера на юг, разделенных глинобитными стенами. Прямоугольное образование, состоящее из колесниц и пехоты, составляет основное тело войска. С каждой стороны раскопа проходит ряд воинов, обращенных лицом во внешнюю сторону. Они призваны защищать армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной стороны составляют авангард. В девяти коридорах колесницы и пехота расположены чередующимися рядами, образуя основное тело огромного боевого образования. В каждом коридоре находится по четыре ряда воинов (некоторые в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами, каждая сопровождается возничим и двумя солдатами. Передние пять коридоров занимают площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терракотовых фигур, 8 боевых колесниц и 32 лошади. Все эти объекты в данное время экспонируются. Но подсчитано, что примерно 6 тысяч терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут найдены, когда завершатся раскопки.
Раскоп № 2 Раскоп № 2 имеет форму латинской буквы "L" и занимает территорию в 6000 кв. м. Он разделен на четыре отсека. Раскоп № 2 включает в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц и 100 оседланных лошадей. Первый отсек - это восточный конец, в котором находятся 172 стрелка в положении стрельбы с колена вдоль среднего коридора. Второй отсек занимает южную часть шахты. Он образован восемью проходами, следующими по два за четырьмя колесницами. Пехоты здесь найдено не было. В третьем, центральном отсеке, три ряда колесниц расположены в трех проходах (по шесть колесниц в каждом ряду), в каждом из которых содержатся также отряды кавалерии и пехоты, помещенные за колесницами в боевом порядке. Четвертый отсек расположен в северном конце "L"-образного раскопа. В трех его коридорах находятся две боевые колесницы, сопровождаемые восемью отрядами кавалерии, каждый из которых выстроен в четыре ряда. Эти четыре части независимы, хотя и расположены тесно друг к другу. Соединение разных видов войск составляет единое боевое построение армии, но при этом может также рассматриваться как независимое образование, состоящее из трех маленьких армий.
Раскоп № 3
Раскоп № 3 занимает территорию в 520 кв. м. Из земли были извлечены одна боевая колесница, 4 запряженных лошади и 68 фигур воинов. Войны в этом раскопе расположена лицом друг к другу, такое положение наводит на мысль о том, что это штаб терракотовой армии “Подземная армия” Цинь Ши Хуанди среди наследия скульптуры Древнего Китая - несомненно, самая интересная и значимая находка.
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |