Форма правления в современных мусульманских государствах
Современный мусульманский мир представляет собой общее геополитическое, лингвистическое, культурное и религиозное пространство, занимающее территорию Северной Африки, Западной и Центральной Азии. После краха колониальной системы здесь начинают формироваться национальные государства, со светскими, вестернизированными формами правления, не характерными для исламского государства. В настоящее время формы правления этих государств относят к монархическим и республиканским. Монархия – (лат. monarcha от греч. – «единовластие»: греч. – «одиночный, единый» и греч. – «властитель, правитель») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т.д.) и, как правило, передается по наследству [18]. Отличие мусульманских монархий от монархий христианизированных стран заключается в том что конституционный или парламентский статус монархии европейских стран показывает что религиозный фактор из политики устранен. А в мусульманском мире, религиозный фактор оказывает на политику существенное влияние [16]. В настоящее время большинство мусульманских монархий сосредоточено на Аравийском полуострове, это – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман, монархическая конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзия и Марокко. Форма правления в странах ислама
Можно выделить четыре государства формы правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией это – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху, как светская, так и религиозная. Объединенные Арабские Эмираты представляют собой федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий. Влияние законодательных органов власти на внешнеполитический процесс и политику вообще сведено к минимуму. Действующие в этих странах советы – Консультативный совет в Катаре, Федеральный национальный совет в ОАЭ, Государственный совет в Омане и Консультативный совет в Саудовском королевстве – выполняют, как явствует из их названия, консультативно-согласительные функции, а не занимаются законотворчеством. В этих странах исполнительная ветвь власти тесно связана с главой государства и не обладает какой-либо самостоятельностью по отношению к нему. Функции кабинета министров сводятся к консультациям и рекомендациям правителю по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики и к ее реализации [3]. В монархических государствах парламенты действуют в королевствах Бахрейн, Иордания, Марокко и эмирате Кувейт, которые относятся к дуалистическим монархиям. Дуалистическая монархия – (лат. dualis – двойственный; англ. dual monarchy) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия [3]. В большинстве арабских монархий создание и деятельность политических партий запрещены. Партии имеются только в Иордании и Марокко. В этих арабских странах, где наиболее сильно традиционное общество, партии пользуются небольшой популярностью. Тем не менее большинство мусульманских стран относят к республикам с президентской и парламентской формой правления. Однако при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти. К президентским республикам де-юре относятся Туркменистан, Тунис, Индонезия, Судан, Нигерия и.др. Конституция этих стран предусматривает сильную президентскую власть в которой мужчины и женщины равны перед законом. В этих республиках, существует четкое разделение между светской и духовной властью. В области светской власти президент обладает большими полномочиями. Многие части Конституции стран в настоящее время часто не действуют [3, 18]. Некоторые страны в ходе революций провозгласили себя исламскими республиками, которые отличаются от президентских тем, что значительную роль в управлении государством играет исламское духовенство. В Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель. Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя [5]. Неясна разница между исламской республикой (вроде Ирана с элементами демократии вроде парламента, президента и разделения властей) и такими исламскими монархиями как Саудовская Аравия. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся, прежде всего Иран, а также Афганистан, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности [18]. Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. [3] В Иране на вершине лестницы власти стоит факих (духовный лидер), которому принадлежит верховная власть и который несет ответственность только перед Аллахом. Контрольный совет, состоящий из выборных представителей шиитского духовенства, призван осуществлять надзор за деятельностью законодательных и исполнительных органов и следить за соответствием исламу всех законов [3]. Одно из сильнейших государств в исламском мире, имеющих парламентскую форму правления является Турция, здесь существует развитая светская демократия, свободные рыночные отношения, кроме того, это единственная страна, имеющая и западную, и ближневосточную историю. Сегодня во главе правительства находится президент Абдулла Гюль. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич. 21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства – президента – избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года. Каждые 7 лет президента переизбирает парламент Турции. Республики стран Африки имеют сложные формы правления. Политическая система в большинстве стран современной Африки носит авторитарный характер. Установленные авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур (Ливия, Египет). Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов [9]. Однако в некоторых странах Северной Африки проходят процессы либерализации и демократизации общества (Алжир, Тунис, Египет). В результате создания в последнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократических институтов (двухпалатный парламент, многопартийность, система всеобщих выборов, в достаточной степени свободная пресса) и развития экономических реформ, здесь сформировался слой, восприимчивый к идеям гражданского общества и демократии. В странах Центральной Азии также распространена республиканская форма правления. С момента провозглашения независимости эти страны заявили о намерении создать демократическую политическую систему на основе западной модели. Несмотря на все обязательства все страны Центральной Азии движутся в направлении прогрессирующей концентрации власти в руках президента [9]. В настоящее время все центральноазиатские страны ограничили политические свободы. В Туркменистане многопартийность хотя и гарантирована конституцией, остается де-факто запрещенной. В Узбекистане также многопартийность не более чем фасад. В Казахстане режим в целом сопоставим с «путинской» моделью. И наконец, главы центральноазиатских стран используют угрозу исламизма в качестве оправдания для проведения авторитарной политики [9]. Таким образом, при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.
Заключение
Ислам с момента зарождения стал огромной силой давшей начало зарождению крупнейшего средневекового государства, которое распространилось от стран Магриба и Испании до Филиппинских островов. На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции. Однако как и любая крупная империя, Халифат просуществовав около 13 столетий, в результате ряда причин распадается на мелкие государства. Эти страны, лишившиеся своей единой политической системы, составляют современный мусульманский мир, который весьма разнообразен и неоднороден. В XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных, то с 70-х годов усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями. С этого момента под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав. В силу этого зарождаются идеи возрождения исконно исламского государства и второго объединения Халифата. Однако в самом исламском мире не существует единства. В эти странах в настоящее время государственные устройства построены по образу западных держав, хотя и имеют свои отличия и особенности. В силу исторических, традиционных причин и экономической отсталости для стран исламского мира характерно наличие авторитарных режимов. Все выше сказанное, свидетельствует о том, что в этом регионе образовалась сложная политическая география. Растущий интерес мировой общественности к этому региону обуславливают все большее изучение аспектов политической – географии мусульманских стран.
Литература
1. Арабо-исламская цивилизация (Ближний Восток и Северная Африка) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/ 2. Блій Г. де, Муллер Пітер Географія: світи, регіоні, концепти / Пер. з англ.; Передмова та розділ «Украіна» О. Шаблія. – К.: Либідь, 2004. – 740 с.; іл. – ISBN 966–06–0335–5. 3. Внутренние факторы формирования внешней политики стран Арабского Востока [Электронный ресурс] / Д.А. Владимирович Режим доступа: http://www.perspectivy.info 4. Воспоминания об утраченном единстве [Электронный ресурс] / Ярослав Бутаков Режим доступа: www.win.ru/islam/ 5. Исламский геополитический проект [Электронный ресурс]/ А. Рудаков Режим доступа: http://www.win.ru/islam/859.phtml 6. Исламская форма правления – монархия или республика? [Электронный ресурс] / Ренат Беккин Режим доступа: http://kontrrev.ho.ua/bibl/islam01.html 7. Контуры возможного сценария будущего для региона Персидского залива [Электронный ресурс] / Дмитрий Сергеев Режим доступа: http://www.win.ru/islam/index.phtml/page4 8. Л.С. Васильев История востока [Текст] / Л.С. Васильев – М.: Наука, – 2000. – 286 с. 9. Между демократией и исламизмом: политическое развитие арабского мира [Электронный ресурс] / Борис Долгов Режим доступа: http://www.perspectivy.info 10. О роли исламского фактора в современном мире [Электронный ресурс] / В. Юрченко Режим доступа: http://prom1.livejournal.com/39113.html 11. Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции [Электронный ресурс] / Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции Режим доступа: http://www.anayasa.gov.tr/general/icerikler.asp 12. Сколько мусульман в мире? [Электронный ресурс] / Имам. Ru Режим доступа: http://www.imam.ru/articles/stati.html 13. Страны и факты: по данным ЦРУ США [Электронный ресурс] / Центральное Разведовательное Управление Режим доступа: http //worldfacts.ru/geos/up.html 14. Т.Ю. Ирмияева История мусульманского мира от Халифата до Блистательной порты [Текст] / Т.Ю. Ирмияева. – П.: Звезда, – 2000. – 125 с. 15. У. Мантгомери Уотт Влияние ислама на средневековую Европу [Текст] / У. Мантгомери Уотт. – М.: Наука, – 1976. – 127 с. 16. Халифат: необходимость политического единства [Электронный ресурс] / Halifat.org Режим доступа: http://www.halifat.org/content/view/86/1/ 17. Число мусульман к 2030 году превысит четверть населения мира («Gazeta.kz», Казахстан) [Электронный ресурс] / Инносми Режим доступа http://www.inosmi.ru/world/20110203/166224064.html 18. [Электронный ресурс] / Википедия Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 19. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hajinformation.com
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |