Анализ результатов исследования
Если исходить из позиции, что развитие умственных способностей детей – это составная часть всей работы воспитателя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты умственного развития и результаты сформированности познавательных процессов, которые являются основой умственных способностей. Правда, существует при этом определенного рода формальность, т.к. результат – это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель умственного развития – это умение ребенка-дошкольника получать новые знания, умение рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций и т.д.. Результаты диагностики показали, что контингент детей группы составляют дети, имеющие средний (50% – 8 человек) и низкий (50% – 8 человек) уровни умственного развития. Диагностика уровня сформированности умственного развития у детей осуществляется по следующим критериям:
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы об особенностях сформированности познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы на момент сентября 2010 года: q память – недостаточный объем памяти (из предложенных 8 названий предметов дети в среднем воспроизводят 3-4, что свидетельствует о низком уровне объема памяти; дети, воспроизводившие 5-6 названий имеют средний уровень объема памяти; воспроизвести все 8 названий не смог никто) q внимание – недостаточная концентрация и слабая устойчивость внимания на задании, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (шум, шепот детей), вследствие чего плохо стравились с заданием. q восприятие – отмечаются значительные сложности при назывании и определении оттенков основных цветов; недостаточно развиты умения сопоставлять по величине предметы разной формы, умения называть различия двух фигур разных форм) q воображение – испытывают значительные сложности при необходимости дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями; самостоятельно могут сочинить небольшой рассказ или сказку, но содержание не интересное, простое, элементы фантазии при сочинении минимальны. q элементы логического мышления – основная часть группы 82% (13 человек) с трудом устанавливают (либо ошибочно устанавливают) сериационные отношения между понятиями, испытывают сложности в установлении родо-видовых и классификационных отношений между понятиями. На протяжении всего обучения в подготовительной группе проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей. После проведения системы игр была выявлена положительная тенденция в формировании умственных способностей детей, как в качественном, так и в количественном отношении. Так, высокий уровень изменился на 12% (2 человека), средний уровень остался по количеству детей (соответственно и процентов) неизменным, но в данном случае изменился списочный состав детей, имевших и имеющих на момент диагностики средний уровень, который претерпел изменения за счет детей с низким уровнем на январь месяц, соответственно уменьшил свои показатели низкий уровень с 4 человек (25%) до 2 человек (13 %). Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс умственного развития дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств умственного воспитания использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня умственного развития и уровня сформированности познавательных процессов, в исследования принимали участие те же 16 детей. Контрольный эксперимент проводился в октябре 2010года. Анализ сравнительных результатов диагностики за периоды сентябрь-октябрь 2010 уч.года показал, что в умственном развитии детей произошли положительные изменения во всех уровневых показателях. Так, значительно изменился в лучшую сторону показатель высокого уровня с 0 человек до 10 человек, что составляет 64%; показатель среднего уровня снизился с 8 человек (50%) до позиции 6 человек (36%), т.е. произошло изменение списочного состава детей, имеющих и имевших средний уровень – качественные изменения показателя; низкий уровень в начале работы с детьми присутствовал и составлял 8 человек – 50% от всех детей, на конец периода работы с выделенной группой детей, низкий уровень показатель низкого уровня опустился до отметки 0 человек – все вышесказанное касается общего показателя умственного развития детей. Можно сказать, что произошли значительные изменения в плане сформированности познавательных процессов и имеется положительная динамика в их развитии. Отмечены качественные и количественные преобразования в показателях: · Низкий уровень – отсутствует. · Средний уровень – вырос как в целом по показателям сформированности познавательных процессов, так и в отдельно взятых показателях (например, элементы логического мышления с 18% – 3 человек до 50% – 8 человек; внимание с 18% – 3 человек до 44%-7 человек и т.д.) · Высокий уровень – вырос с 6% -1 человек до 56% – 9 человек; восприятие с 6% – 1 человек до 62% – 10 человек и т.д.) В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в умственном развитии у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств умственного воспитания, а такжепри использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка. Вышесказанное свидетельствует о том, что дидактические игры с стимулируют познавательную деятельность и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста. Это сложная интеллектуальная деятельности выполняется детьми с большим интересом, что создает условия для саморазвития, самодвижения детского мышления. При построении модели дети используют уже имеющиеся знания, а, воплощая свой замысел в процессе сюжетно-ролевой игры, дети часто открывают новые для себя знания и способы умственной деятельности (Игра «Город строителей»).[30] Высокая эффективность применения материальных пространственных моделей в качестве средств умственного развития дошкольников, формирования у них обобщенных знаний о различного рода связях и отношениях Содержание дидактическихигр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни дают детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |