Государственное регулирование занятости населения
Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, современный рынок труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная эффективная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; способствовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации, интересами; обеспечивать социальную защиту в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики. Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы. Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствии с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам. К активным методам и мерам государственного регулирования принадлежат поощрение создания новых рабочих мест, стимулирование перспективных направлений занятости, мобильности работников, налаживание информационного обмена на рынке труда, подготовка и переподготовка рабочей силы и прочее. В рамках глобальной стратегии социальное регулирование рынка рабочей силы осуществляется по следующим направлениям. 1. Создание и совершенствование государственных органов, контролирующих и регулирующих уровень занятости и безработицы. Финансирование мероприятий по реализации политики занятости, ограничивается в основном выплатой пособий по безработице. Политике занятости должны соответствовать гибкие формы функционирования и развития рынка рабочей силы. 2. Целенаправленное увеличение мобильности рабочей силы. На практике политика мобильности часто служит регулятором социальных последствий крупных увольнений, вынуждающих государство к принятию срочных мер по переобучению и размещению безработных. То, что это положение стало меняться, связано, со сдвигом в территориальном размещении промышленности, появлением новых индустриальных центров и расширением в них сферы услуг и с увольнением вследствие закрытия устаревших предприятий, концентрации производства, революционизации разделения труда с введением принципиально новых технологий в ходе развертывания НТП. 3. Стимулирование гибких форм занятости и рабочего времени. Гибкой считается занятость, связанная с различными нестандартными режимами рабочего времени, с социальным статусом работников, нестандартными рабочими местами и организацией труда (надомный труд), с нестандартными организационными формами (временные работники). Эти формы занятости и режимы рабочего времени являются промежуточным звеном между полной занятостью и безработицей. 4. Профессиональная подготовка молодежи. Современная промышленность потребовала подготовки квалифицированных, дисциплинированных, профессионально подвижных, легко адаптирующихся к смене техники и технологии рабочих 5. Увеличение эффективности женского труда. Ограниченное обучение девушек таким специальностям как в области математики, вычислительной техники, точной механики, оптики, химии, маркетинга и др. лишает их базы для хороших условий работы и оплаты труда в будущем. 6. Регулирование предпенсионной занятости. Направления социального регулирования могут быть следующими: снижение пенсионного возраста; законодательные ограничения на увольнение лиц предпенсионного возраста; открытие возможности досрочного выхода на пенсию; установление неполных пенсий и облегчение возможностей их получения; расширение возможностей получения пенсий по нетрудоспособности и инвалидности; предоставление специальных пособий и льгот лицам определенного возраста. 7. Регулирование притока и положения иностранной рабочей силы. Это признание (или непризнание) дипломов о профессиональном образовании, выданных в стране происхождения; порядок страхования и получения пенсий по старости или инвалидности; размер и порядок получения помощи в случае профессионального заболевания. 8. Регулирование уровня заработной платы. Относительно заработной платы приходится решать вопросы, связанные с установлением допустимых пределов повышения заработной платы; минимума заработной платы; связи между ее динамикой и официальным индексом цен или стоимостью. 9. Предотвращение и улаживание трудовых конфликтов. В коллективных соглашениях и договорах в настоящее время большое внимание уделяется проблемам рабочего времени, условий труда, положению и судьбе трудящихся при проведении модернизации, реконструкции или реорганизации в рамках отрасли, концерна, фирмы, предприятия. 10. Стимулирование мотивации труда. Манипулируя гарантиями занятости для различных категорий работников, государство использует угрозу безработицы в качестве мотивации труда; социальная политика закрепления кадров на предприятиях, гарантии кадровым работникам; социальные выплаты и льготы; системы участия рабочих и служащих в акционерном капитале и прибылях; развитие новых форм организации труда и другие формы и методы.
2.3. Механизм индексации доходов населения В условиях формирования регулируемой социально ориентированной рыночной экономики возникает проблема снижения реального содержания денежных доходов населения. Наиболее распространенным методом сохранения покупательной способности населения является индексация его доходов. Индексация выступает в качестве инструмента макроэкономического регулирования, основное значение которого заключается не в том, чтобы пытаться "любой ценой" сохранить реальное содержание доходов населения, а в том, чтобы обеспечивать поддержание равновесия в системе "цены - доходы" посредством достижения разумного компромисса между желаемым уровнем реальных доходов и максимально допустимой величиной инфляции. Общая же стратегия индексационной политики, если она исходит из необходимости обеспечения сбалансированности между спросом и предложением на макроуровне, в такой ситуации должна строиться на максимальном сдерживании роста номинальных доходов населения. Следует иметь в виду, что индексация доходов - лишь один из возможных вариантов социальной защиты населения, к тому же опасный в инфляционном отношении и не оказывающий прямого стимулирующего воздействия на производство. Индексация позволяет поддерживать покупательную способность определенных слоев населения, что в условиях достаточности товарных ресурсов ведет к активизации хозяйственной деятельности, повышению динамичности развития производства и экономики в целом. Практическая реализация индексации базируется на определенном механизме, основными элементами которого являются: индекс потребительских цен; виды и размеры доходов, подлежащих повышению в связи с динамикой цен; периодичность; масштабы и системы индексации. Индекс потребительских цен представляет собой относительное изменение в стоимости приобретения средним потребителем определенного набора товаров и услуг. По степени компенсации роста цен различают полную и частичную индексацию. При частичной индексации компенсации подлежит лишь определенная (в процентной или абсолютной величине) часть дохода, к примеру, индексация всех индивидуальных доходов, но только в пределах размера минимальной заработной платы. Помимо этого, применяются регрессивные шкалы, предназначенные для погашения инфляционных моментов. В ряде случаев для указанных целей используют нормативные коэффициенты соотношения увеличения доходов к росту потребительских цен. В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наёмных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х годов. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии: где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства. В других странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учётом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путём пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т.е. применяется метод компенсации. Периодичность индексации заработной платы: в США – 4 раза в год, в Италии – 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге – ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других – шкала процентов (в США, Швеции, Испании). В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять своё значение. Заработная плата всё больше становится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определённые периоды (своего рода «сделка по уступкам»). Уровень жизни наиболее уязвимых слоёв населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т.д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х годов ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
ГЛАВА III .
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |