Возникновение и развитие НПФ
Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. На основании Указа в 1993–1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ. К концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме. К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям. Всего фондов, имеющих лицензию на 01.01.2004. – 286. До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений. В апреле 2008 года был принят закон, в рамках которого с 1 января 2009 года стартовала государственная программа софинансирования пенсий. Она означает, что если гражданин или его работодатель станет пополнять накопительную часть пенсии на сумму от 2 до 12 тыс. рублей в год, государство пополнит индивидуальный пенсионный счёт на такую же сумму. Подать заявление на участие в программе можно до 2013 года, она будет действовать 10 лет, причём участвовать в ней могут в том числе и те, у кого нет накопительной части пенсии. В 2009 году участники программы государственного софинансирования пенсии вносили в среднем по 3,5 тыс. рублей и за год принесли в НПФ 2,5 млрд. рублей. Из 70 млн. работающих в России граждан в программе приняли участие 2,1 млн. человек, то есть около 3%. К сентябрю 2010 года число участников программы софинансирования увеличилось до 2,6 млн. человек. Правительство уточнило, что, в случае смерти участника программы до выхода на пенсию, его пенсионные накопления перейдут правопреемнику. Минздравсоцразвития начал работать над принципиально новой формой пенсионного обеспечения россиян, предполагающей наличие нескольких стратегий формирования пенсионного портфеля, в зависимости от возраста гражданина. По состоянию на начало 2010 года НПФ были более успешными инвесторами, чем государственный Внешэкономбанк. По сравнению с 2004 годом, когда стартовал процесс накопления пенсий, доходность частных НПФ вдвое превысила доходность ВЭБа. Если среднегодовая доходность Внешэкономбанка с 2004 по 2009 год составляла 6,71%, то доходность частных институтов – 11–13%. Рл словам ген. директора УК «Капиталъ» Вадима Соскова «Выходит, что только частные управляющие «отбивают» инфляцию. Однако до сих пор использование НПО, в основном, практикуется лишь крупными корпорациями, предоставляющими своим сотрудникам таким образом социальный бонус в виде дополнительной пенсии. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на конец 2009 года совокупные пенсионные резервы 163 НПФ превысили 518 млрд. рублей (из них на долю НПФ «Газфонд» приходилось 47%), выплаты – 15,8 млрд. рублей (доля «Газфонда» – 25%). Количество участников НФП по негосударственному пенсионному обеспечению приблизилось к 6,4 млн. человек, из них негосударственную пенсию получали 1,2 млн. граждан. На конец 2009 года в России бессрочная лицензия (без ограничения срока действия) была у 173 НПФ, у 54 фондов на тот момент была отозвана лицензия за нарушение законодательства, ещё у десяти – по заявлению лицензиатов (владельцев лицензии). К 2010 году число участников НПФ достигло 7,8 млн. человек, при этом в 2009 году к НПФ присоединились 2,28 млн. россиян. В первом полугодии 2010 года совокупные пенсионные резервы 160 НПФ увеличились до 591 млрд. рублей (доля «Газфонда» не изменилась), выплаты составили 12,8 млрд. рублей (доля «Газфонда» также не изменилась), получателями негосударственной пенсии стали 1,3 млн. россиян. Доходность НПФ по итогам первого полугодия 2010 года составила от 13 до 26% (для сравнения, доходность ВЭБа за этот же период – 9,79%, инфляция – 4,4%). Важнейшими показателями НПФ являются пенсионные резервы, имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, выплаты. Пенсионные резервы – собственные средств фонда, предназначенные для исполнения им обязательств по пенсионным договорам перед участниками. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда (ИОУД), образуется за счёт вкладов учредителей, взносов вкладчиков, части дохода от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений (накопительной части государственной пенсии), части сумм пенсионных взносов, дохода от использования ИОУД, благотворительных взносов и других законных поступлений. Выплаты – сумма, ежемесячно выплачиваемая вкладчику НПФ по достижении им пенсионного возраста. Таблица 2. Крупнейшие НПФ по пенсионным резервам
Таблица 3. Крупнейшие НПФ по выплатам
Страховые компании
В отличие от банков и других кредитно-финансовых институтов страховые компании имеют более широкие организационные формы, которых в настоящее время насчитывается четыре. Первая форма организаций страховых компаний совпадает с организационными формами других кредитно-финансовых институтов в том, что построена на акционерной основе. В этом случае страховые компании выпускают акции и являются акционерными обществами. Данная форма организации характерна как для компаний страхования жизни, так и для компаний страхования имущества и от несчастных случаев. Вторая форма организации страховых компаний носит название на «взаимной основе» (mutual): каждый полисодержатель является совладельцем, т.е. акционером компании, но на базе не акции, а страхового полиса. Компания в этом случае не выпускает акции. Такая форма организации наиболее типична для компании страхования жизни и широко распространена в США (2/3 объема премии и свыше 70% активов), Канаде, Англии, Австралии. Третьей формой организации страховых компаний является взаимный обмен (reciprocal). При этом компания, сформированная, по существу, на кооперативных началах, действует от имени отдельных лиц или компании. Через центральную контору компании, ее участники обмениваются страховыми рисками, страхуя самих себя, и не продают страхование на сторону. Такие компании называют компаниями внутреннего страхования, или взаимного обмена. Они занимают незначительное место в страховых операциях и действуют в основном в сфере страхования автомобилей и от огня. И, наконец, четвертая форма организации – система Ллойд, состоящая из синдикатов, в которые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется среди членов синдиката или между всеми участниками Ллойда. Дела принимают брокеры и получают за посредничество брокерские (комиссионные). Систему Ллойда возглавляет специальный комитет, осуществляющий контроль за деятельностью синдикатов и принимающий новых членов. Эта форма характерна для Англии и Германии. Особенностью накопления капитала страховых компаний является поступление страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов, или ставок, а также дохода от инвестиций. Специфика накопления капитала у страховых компаний в основном сводится к расчету страховых премий. Однако она существенно различается для страхования жизни и страхования имущества. Наиболее сложным является расчет премии в страховании жизни. Компания при расчете страхового тарифа должна учитывать три основных элемента: фонд выплаты страхового возмещения (покрытия убытков), расходы по ведению страховых операций (содержание персонала в лице служащих и страховых агентов), доход от инвестиций. Формирование накоплений страховых компаний зависит и от расширения страхового рынка, внедрения новых видов страхования и совершенствования действующих его видов. Пассивные операции страховых компаний формируются в основном за счет страховых премий, которые уплачивают юридические и физические лица. Доля других статей пассива незначительна. Сюда обычно входят акционерный капитал (если компания акционерная), резервный капитал, накапливаемый за счет прибыли, а также прочие статьи, которые могут включать имущество компании и некоторые другие поступления. Активные операции складываются из инвестиций в государственные облигации центрального и местного правительств, в облигации и акции частных корпораций, ипотеку и недвижимость, а также в займы под полисы. Особенностью этих вложений страховых компаний является большая доля ценных бумаг корпораций (45–50%) и ипотечных кредитов (36%). Важное место в активах компаний страхования жизни занимают также займы под полисы и вложения в недвижимость. Займы под полисы – это, по существу, кредитование лиц, купивших страхование в данной компании. Особенность активных операций компаний по страхованию жизни заключается в том, что это в основном долгосрочные вложения на 5, 10 и более лет. Страховые компании располагают для этого достаточными долгосрочными страховыми резервами и являются основными поставщиками долгосрочного капитала на рынок. Зарубежный опыт
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |