Показатели доходы, их расчет и анализ
Исходные данные к работе Таблица. Исходные данные по выпускаемой продукции
Таблица. Исходные данные по организации
Содержание Введение 1. Расчет и анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации 6 (предприятия) 1.1 Показатели дохода, их расчет и анализ 1.2 Показатели прибыли, их расчет и анализ 1.3 Показатели рентабельности, их расчет и анализ Заключение Список используемой литературы Введение
В современных экономических условиях главный принцип существования предприятий в рыночной экономике - обеспечение их самоокупаемости. Следовательно, все расходы предприятия должны покрываться соответствующими доходами. При этом подразумевается, что сумма доходов обязательно должна превышать сумму всех расходов предприятия, чтобы была получена наибольшая прибыль. Доходы предприятия как основной источник формирования прибыли должны постоянно анализироваться с целью контроля, а также последующего планирования. В условиях современной экономики России главная цель компании любой формы собственности – получение максимально возможной прибыли. Прибыль есть разница между валовым (совокупным) доходом, получаемым фирмой, и ее валовыми (совокупными) издержками, то есть всеми затратами, которые несет фирма в ходе производства и реализации продукции. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Прибыль является показателем эффекта деятельности предприятия, а показателем эффективности является рентабельность. Показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли к тому или иному показателю финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определяют величину полученной прибыли с единицы вложенных ресурсов или полученных результатов. И чем больше показатели рентабельности торгового предприятия, тем выше его конкурентоспособность. Это подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Объект исследования – предприятие. Предмет исследования – формирование доходов, прибыли и рентабельности предприятия. Цель работы – рассчитать и оценить формирование и изменение доходов, прибыли и рентабельности предприятия. Цель достигается путем решения следующих задач: - показать и оценить формирование и виды доходов; - рассчитать и проанализировать прибыль предприятия; - определить показатели рентабельности и оценить их. Теоретической основой курсовой работы явились труды таких авторов, как: Бердникова Т.Б., Вахрушина М.А., Глазов М.М., Любушин Н.П., Чернышева Ю.Г. и др. Методы исследования:анализ экономической литературы, метод сравнения, метод элиминирования, индексный метод, графический метод. Практическая значимость:результаты исследования могут быть полезны руководителям, экономистам предприятий, а также преподавателям при подготовке к занятиям по следующим дисциплинам: «Экономика предприятия», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит». Структура работы: работа состоит из введения, заключения, трех разделов и списка использованных источников.
Расчет и анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)
Показатели доходы, их расчет и анализ
На практике различают четыре показателя дохода организации (предприятия): чистая выручка от реализации продукции, валовой доход, маржинальный доход и прочие доходы. Чистая выручка от реализации продукции характеризует общий доход организации (предприятия) от продажи продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей. Валовой доход – это доход, полностью остающийся в распоряжении организации (предприятия) и его персонала. Маржинальный доход – это чистый доход организации (предприятия). Прочий доход – это доход, получаемый организацией от прочей деятельности, к которой относят: финансовую и внереализационную деятельность. Расчет чистой выручки от реализации продукции осуществляется по формуле:
Vр.ч. = ΣQi * Рфi, (1)
где Qi – годовой объем продажи i-го изделия, шт.; Рфi – цена фирмы i-го изделия, р./шт. Чистая выручка определяется отдельно по каждому изделию и суммируется по годам. На основании исходных данных определим чистую выручку: - по ЖК монитору в 2008 году: 3100*5304/1000 = 16442,4 тыс.руб.; - по ЖК монитору за 2009 год: 3600*4760/1000=17136 тыс.руб. По остальным изделиям расчет такой же. Результаты расчетов представим в таблице 1.
Таблица 1
Для расчета валового дохода необходимо предварительно произвести расчет годового фонда оплаты труда персонала и полной себестоимости годового объема продаж. Расчету годового фонда оплаты труда персонала предшествует определение фонда оплаты труда производственных рабочих. Годовой фонд оплаты труда производственных рабочих Fпр.р. определяется по формуле:
Fпр.р. = ΣРпр.рi*Qi, (2)
где Рпр.рi - заработная плата производственных рабочих по i-му изделию, р./шт.). Рассчитаем фонд оплаты труда производственных рабочих на объем реализованной продукции: - по ЖК монитору за 2008 год: 1500*3100/1000 = 4650 тыс.р.; - по ЖК монитору за 2009 год: 1000*3600/1000 = 3600 тыс.р. Остальные показатели по другим изделиям рассчитываются аналогично. Представим результаты расчетов в таблице 2.
Таблица 2
Годовой фонд оплаты труда персонала (Fп) определяется по формуле: Fп = Fпр.р * Kд, (3)
где Кд – коэффициент, учитывающий соотношение фонда оплаты труда управленческого и обслуживающего персонала и фонда оплаты труда производственных рабочих (берется равным 1,3). Рассчитаем годовой фонд оплаты труда персонала по ЖК мониторам: - 2008 год: 4650*1,3 = 6045 тыс.р.; - 2009 год: 3600*1,3 = 4680 тыс.р. По остальным изделиям расчет аналогичен. Расчет полной себестоимости годового объема продаж (Vр.с) производится по формуле:
Vр.с = ΣСпi Qi, (4)
где Спi – полная себестоимость i-го изделия, р./шт. Определим полную себестоимость годового объема продаж по ЖК монитору: - 2008 год: 4495*3100/1000 = 13934,5 тыс.р.; - 2009 год: 4000*3600/1000 = 14400 тыс.р. По остальным изделиям показатель определяется аналогично. Полная себестоимость годового объема продаж без фонда оплаты труда персонала рассчитывается по формуле:
Vр.с.ч = Vр.с. – Fп. (5)
Рассчитаем полную себестоимость годового объема продаж без фонда оплаты труда по ЖК монитору: - 2008 год: 13934,5 – 6045 = 7889,5 тыс.р.; - 2009 год: 14400 – 4680 = 9720 тыс.р. По остальным изделиям полная себестоимость годового объема продаж без фонда оплаты труда по ЖК монитору рассчитывается также.
Таблица 3
Валовой доход рассчитывается по формуле:
Dв = Vр.ч – Vр.с.ч. (6)
Рассчитаем валовой доход по итогу: - 2008 год: 39938 – 23672 = 16266 тыс.р.; - 2009 год: 38188,7 – 24808,1 = 13380,6 тыс.р. Результаты расчетов сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Расчеты маржинального дохода должно предшествовать определение годовых переменных расходов организации. Для их определения предварительно рассчитываются переменные расходы по каждому изделию как сумма затрат по статьям калькуляции «Сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты», «Заработная плата производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования». Результаты расчета переменных расходов организации по изделиям за 2008-2009 годы приводятся в таблице 5.
Таблица 5
Величина годовых переменных расходов по i-му изделию Cпер.гi определяется по формуле:
Cпер.г = ΣСпер.i Qвi, (7)
где Спер.i – переменные расходы на i-е изделие, р./шт.№ Qвi – годовой объем выпуска i-го изделия. Определим переменные расходы на годовой объем выпуска, тыс.р./год по ЖК монитору: - 2008 год: 5440 * 3200 / 1000 = 17408 тыс.р.; - 2009 год: 4930 * 3500 / 1000 = 17255 тыс.р. По остальным видам изделий расчет такой же. В таблице 6 представим результаты расчетов.
Таблица 6
Расчет маржинального дохода производится по формуле:
Dм = Vр.ч – Спер.г. (8)
Рассчитаем маржинальный доход в целом по предприятию: - 2008 год: 39938 – 32828 = 7110 тыс.р.; - 2009 год: 38188,7 – 31609,5 = 6579,2 тыс.р. Результаты расчета годового маржинального дохода приведем в табл. 7.
Таблица 7
Последним показателем дохода являются прочие доходы, которые включают внереализационные дохода и доходы от финансовой (операционной_ деятельности организации. Результаты расчета доходов представим в таблице 8.
Таблица 8
Итак, в результате расчетов были определены все показатели доходов предприятия. Необходимо провести их анализ. Сначала оценим динамику всех видов доходов по данным таблицы 1.1 с помощью показателей: - отклонение – определяется как разница между отчетным и базисным показателем; - темп роста – определяется отношением отчетного показателя к прошлому и умножением на 100.
Таблица 1.1 Динамика доходов предприятия
Как видно по данным таблицы 1.1, виды доходов изменялись следующим образом. Чистая выручка от реализации снизилась на 1749,3 тыс.р., или на 4,4%. Валовой доход снизился на 2885,4 тыс.р., или на 17,7%. Маржинальный доход уменьшился в 2009 году против показателя 2008 года на 530,8 тыс.р., или на 7,5%. Прочие доходы в отчетном году увеличились на 10 тыс.р., или на 2,3%. Рассмотрим факторы, повлиявшие на изменение видов доходов. Расчет чистой выручки от реализации продукции осуществляется по формуле (1) Vр.ч. = ΣQi * Рфi. Способом цепных подстановок найдем влияние этих факторов первого порядка на изменение чистой выручки. Сначала запишем все факторы в базисном периоде (все объемы продаж по видам продукции и цены по видам продукции). Затем последовательно будем заменять показатели на показатели отчетного периода и вычитать предыдущие подстановки. Тем самым будем получать влияние соответствующего фактора. В формулах введем обозначения 1 и 0, означающие соответственно отчетный и базисный периоды, а также ЖК – ЖК монитор, СБ – системный блок, СВ – струйный фотопринтер. В таблице 1.2. проведем все основные расчеты. По данным таблицы 1.2 проведем расчет влияние факторов на изменение чистой выручки. Общее изменение чистой выручки составило: 38188,7 – 39938 = -1749,3 тыс.р. За счет изменение объема продаж ЖК мониторов чистая выручка увеличилась на 2652 тыс.р.: 42590 – 39938 = 2652 тыс.р. Изменение чистой выручки под влиянием изменения цены на ЖК мониторы составило: 40631,5 – 42590 = -1958,5 тыс.р. Под влиянием изменение объема продаж системных блоков чистая выручка снизилась: 38210 – 40631,5 = -2421,5 тыс.р. Изменение цены на системный блок следующим образом повлияло на изменение чистой выручки: 38210 – 38210 = 0. Изменение объема продаж струйных фотопринтеров повлияло на изменение чистой выручки следующим образом: 38188,7 – 38210 = -21,3 тыс.р.
Таблица 1.2 Расчет по способу цепных подстановок факторов, влияющих на изменение чистой выручки
Изменение цены на струйный фотопринтер следующим образом повлияло на изменение чистой выручки: 38188,7 – 38188,7 = 0. Совокупное влияние факторов: 2652 – 1958,5 – 2421,5 + 0 – 21,3 – 0 = -1749,3 тыс.р. Произведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы. За счет роста объема продаж ЖК мониторов чистая выручка увеличилась на 2652 тыс.р. Уменьшение чистой выручки под влиянием изменения цены на ЖК мониторы составило -1958,5 тыс.р. Снижение объема продаж системных блоков повлияло на уменьшение чистой выручки в размере 2421,5 тыс.р. Цена на системные блоки никак не повлияла на изменение чистой выручки. Снижение объема продаж струйных фотопринтеров повлияло на уменьшение чистой выручки в размере -21,3 тыс.р. Цена на струйный фотопринтер не изменилась, поэтому никак не повлияла на изменение чистой выручки. Следовательно, основными факторами, вызвавшими снижением чистой выручки, явились снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. Валовой доход получается как разница между чистой выручкой и годовой себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, изменение чистой выручки прямо пропорционально влияет на изменение валового дохода, а изменение годовой себестоимости без фонда оплаты труда – обратно пропорционально. Притом полную себестоимость без фонда оплаты труда представим как разность между годовой полной себестоимостью и фондом оплаты труда. В таблице 1.3 представим данные для определения влияния факторов на изменение валового дохода.
Таблица 1.3
По данным таблицы можно сделать следующие выводы. Валовой доход за анализируемый период снизился на 2885,4 тыс.р., или на 7,7%. На это повлияли следующие факторы. Уменьшение чистой выручки на 1749,3 тыс.р. привело к снижению валового дохода в таком же размере. Все факторы, которые были рассчитаны выше, повлиявшие на изменение чистой выручки, в таком же размере повлияли на изменение валового дохода: следовательно, основными факторами, вызвавшими снижением чистой выручки, явились снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. Уменьшение полной себестоимости реализованной продукции на 232,2 тыс.р. в таком же размере привело к росту валового дохода. Снижение фонда оплаты труда повлияло на прирост валового дохода в размере 1368,3. Однако повышение годовой себестоимости реализованной продукции без фонда оплаты труда на 1136,1 тыс.р. привело к уменьшению валового дохода в таком же размере. В целом, можно отметить, что основным фактором, вызвавшим снижение валового дохода, выступила чистая выручка от реализации. Маржинальный доход изменяется под влиянием изменения чистой выручки от реализации и годовых переменных расходов. Поэтому можно методом прямого счета определить влияние на изменение маржинального дохода чистой выручки и годовых переменных затрат. Данные для расчета влияния факторов представим в таблице 1.4.
Таблица 1.4 Показатели для расчета динамики маржинального дохода
По данным таблицы отметим следующее. Маржинальный доход за анализируемый период снизился на 530,8 тыс.р., или на 7,5%. На это повлияли следующие факторы. Уменьшение чистой выручки на 1749,3 тыс.р. привело к снижению маржинального дохода в таком же размере. Все факторы, которые были рассчитаны выше, повлиявшие на изменение чистой выручки, в таком же размере повлияли на изменение маржинального дохода: следовательно, основными факторами, вызвавшими снижением чистой выручки, явились снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. Уменьшение годовых переменных затрат на 1218,5 тыс.р. повлияло в таком же размере на прирост маржинального дохода. Следовательно, основное влияние на уменьшение маржинального дохода оказали снижение чистой выручки. Прочие доходы складываются из внереализационных доходов и доходов от финансовой деятельности. Влияние данных показателей на изменение суммы прочих доходов также можно определить способом прямого счета. Данные для этих расчетов представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5 Формирование прочих доходов организации (тыс.р.)
По данным таблицы сделаем следующие выводы. Прочие доходы по итогу увеличились на 10 тыс.р., или на 2,3%. Снижение внереализационных доходов на 40 тыс.р., или на 22,2%, привело в таком же абсолютном размере к уменьшению суммы прочих доходов. Однако прирост доходов от финансовой деятельности на 50 тыс.р. повлиял на прирост прочих доходов в таком же размере. Проведенный анализ изменение всех видов доходов позволяет сделать следующие выводы. На изменение валового и маржинального доходов основное влияние оказало снижение чистой выручки, а на уменьшение последнего показателя - снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. На снижение прочих доходов оказало уменьшение внереализационных доходов. Поэтому предприятию нужно принять следующие меры для повышения суммы доходов: - повысить объемы продаж ЖК мониторов и системных блоков, чтобы. Не повышая цены, увеличить доход. Сделать это можно с помощью системы стимулирования персонала, различными рекламными акциями в виде розыгрышей, лотерей и т.д.; - изучать потребности покупателей с разными уровнями платежеспособности; - постоянно изучать спрос; - вести контроль затрат по группам товаров и т.д.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |