ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ВГСПУ») Факультет социальной и коррекционной педагогики Кафедра специальной педагогики и психологии
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ КОММУТИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Курсовая работа по дисциплине «Психолого-педагогические технологии диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья » направления 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология» «Прошла защиту» Оценка________________________ Дата__________________________ Преподаватели ______________________________ ______________________________
Исполнитель: Щербакова Анастасия Андреевна (гр. СКП-СДБZ-31) ___________ Научный руководитель: Зубкова Вера Петровна, старший преподаватель ______________________________
Волгоград 2019 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Этот период также чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности - тифлопсихологов и тифлопедагогов. Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей нарушенного развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей с нарушением зрения в изменении и замедление процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции [3]. Нарушение зрения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, на его адаптацию к современному миру. По мнению Л.С. Выготского судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.С. Выгодский подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску [5]. Существуют возможности компенсации физического дефекта с помощью культурных приемов и навыков, покрывающих компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями. При этом социальный смысл коммуникации заключается в обеспечении любой другой деятельности: ее овладении, планировании или координации. Исходя из этого, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности. В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии тифлопедагогики является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Цель исследования: выявление особенностей коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения. Объект исследования: процесс становления коммуникативной сферы у дошкольников. Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения. Гипотеза исследования: процесс становления коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения будет более успешным при учете: влияния дефекта на психофизическое развитие ребенка; психолого-педагогической характеристики дошкольников с нарушениями зрения; рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы. Задачи исследования: -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. -Выявить особенности коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения. -Разработать рекомендации по коррекции коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения. Методы исследования: -Анализ литературы по проблеме исследования. -Констатирующий эксперимент. -Психодиагностический инструментарий (методики "Два домика", "Рисунок семьи"). -Количественный и качественный анализ данных. База исследования: МДОУ д/с комбинированного вида № 3 "Улыбка".
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |