Формальная характеристика группы
Цели и задачи исследования МГ Цель: выявить причины текучести кадров (из организации часто уходят высокопрофессиональные учителя). Задачи: - изучить формальную и неформальную структуру МГ; - исследовать такие групповые процессы как лидерство, руководство, групповая динамика, групповая сплоченность, слухи; - сделать выводы о причинах текучести кадров.
Определение понятий МГ, коллектив, команда
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основанием для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. Нижний «предел» по количеству участников МГ – 2 человека, верхний «предел» точно не определён. Взятая нами в качестве объекта изучения группа педагогов обладает всеми признаками малой группы: - состав в количестве 20 человек (оптимальное значение 12-15 человек, но допускается и больше); Все остальные признаки заранее определены, т.к. эта МГ является частью коллектива средней школы. - включенность МГ в более широкий социальный контекст; - общая социальная цель – обучение и воспитание детей; - совместная социальная деятельность; - длительность существования, а соответственно и возникновение истории и культуры данной МГ, каналов коммуникации и т.п.; - дифференциация ролей между членами группы (формальная и неформальная); - наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности; - осознание участниками своей принадлежности к данной группе. Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Главный отличительный признак коллектива – условия для всестороннего развития личности. При начальном рассмотрении данной группы можно говорить о том, что, скорее всего она не является коллективом в полном смысле. Выделяют 5 моделей коллектива. Для этого используют следующие критерии: - степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности: - общественная значимость деятельности (просоциальная или антисоциальная). Изучаемую группу можно отнести ко второй модели коллектива, для которой характерен высокий уровень развития социальных ценностей, но он в очень слабой степени влияет на групповые процессы. Т.Ю. Базаров предлагает следующее определение команды: небольшое количество человек (чаще 5-7, реже 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность; устанавливают принадлежность как свою, так и партнеров к данной общности. Базаров так же предлагает некоторые признаки эффективных команд, такие как взаимные обязательства и доверие, дух партнерства, открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации, высокая адаптивность и т.д. В целом команда является группой, которая находится на высоком уровне развития. Для современного этапа формирование команд в государственных учреждениях не типично. Рассматриваемую нами группу нельзя назвать командой.
Методы сбора и обработки данных Таблица 1 - Методы сбора и обработки данных
Формальная характеристика группы
Изучаемая МГ является частью коллектива МОУ СОШ №11 (муниципальная общеобразовательная средняя школа). Школа открыта в 1972 году (единственная школа для данного микрорайона). Характеристики изучаемой МГ: - размер группы – 20 человек; - все участники данной группы преподают для среднего и старшего звена; - в группу не включены учителя, работающие по совместительству, а соответственно и редко появляющиеся в коллективе. Рассматриваемая МГ является ядром всей организации. - возрастной состав группы: § преобладают работники возрастных категорий 20-30 и 41-50 лет; § в группе есть представители всех возрастных категорий (имеются ввиду совершеннолетние люди); § 4 работника продолжают работать, находясь на пенсии (рис. 1).
Рис. 1 - Возрастной состав МГ
Для МГ характерна высокая текучесть кадров. Каждый учебный год из организации уходит 4-5 преподавателя. Эта цифра в своем абсолютном значении не велика, но для МГ она существенна: текучесть кадров составляет 10-20%. К тому же уходящие кадры являются ценными для организации (это выявлено в результате интервью с представителем администрации и рядовыми работниками), это в основном педагоги, имеющие большой опыт работы и применяющие новаторские методы обучения. Следует отметить ещё одну особенность: с каждым годом увеличивается число совместителей, которые работают сразу в нескольких школах. По словам представителя администрации, педагоги-совместители не столь ответственно относятся к своим обязанностям как постоянные работники («не вкладывают душу», «пришел, провел и быстрее побежал дальше»). Разумно предположить, что совместители так же не образуют тесных профессиональных и личных связей с общим коллективом, их наличие (некие «непостоянные элементы») влияет и на МГ, которую мы изучаем. Для организации в целом, а значит и для нашей МГ (ядро организации) характерно в последние годы повышение эффективности деятельности (проведен анализ «Плана работы средней общеобразовательной школы №11 на 2005-2006 учебный год»). Из вышесказанного следует некоторое противоречие: из организации постепенно уходят лучшие педагоги, а показатели деятельности школы растут. Возникают следующие вопросы: - почему уходят профессионалы? - за счет чего школе удаётся поднимать свои показатели?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |