III. Несовершенная Конкуренция.
Несовершенная конкуренция – конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, конкуренция, при которой отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В настоящее время экономическая теория выделяет три разновидности несовершенной конкуренции: 1) Монополистическая конкуренция. 2) Олигополия. 3) Чистая (абсолютная) монополия. Монополистическая конкуренция. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит так называемая монополистическая конкуренция. Можно отметить следующие основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию: 1) На рынке функционирует множество производителей (десятки фирм), тайный сговор между которыми практически невозможен. 2) Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяя свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников рынка фирма не может. 3) Фирмы производят дифференцированную продукцию (дифференциация, т.е. различие, продукта – наличие у него таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов) и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен и уникален, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. В то же время фирмы стремятся расширить свою область индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований, рекламной компании, уровня сервиса, ассортимента товара, его качества и стиля оформления. 4) Усиление дифференциации продукции естественно приводит к повышению степени контроля над предложением и над ценами по сравнению с совершенной конкуренцией, ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве для этого товара ситуацию уникальности и неповторимости. 5) Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, послепродажное обслуживание и т.д.). 6) Невысокие барьеры вступления с отрасль. Вступление новых фирм в отрасль сравнительно легко, хотя и может испытывать некоторые затруднения. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок «Рибок» готовы за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин, обстоятельно разработавший теорию монополистической конкуренции еще в 30-х гг. прошлого века. Он описывает ее рыночное содержание следующим образом: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием говорить как о силах «монополистической конкуренции»... Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец поистине является одновременно и монополистом, и конкурентом». Монополистическая конкуренция, порождаемая дифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и даже ведущей формой конкуренции несовершенной. Олигополия. Часто в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Олигополия (от греч. oligos – немногий и pōleō – продаю) – модель рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. Этот вид конкуренции характеризуют следующий основные черты: 1) Существование нескольких крупных фирм, господствующих на рынке (на рынке автомобилей в России – это «ВАЗ», АЗЛК», «ЗИЛ», «ГАЗ, «КамАЗ»). 2) Производимая ими продукция может быть как разнородной (автомобили, химическая продукция, сигареты), так и однородной (алюминий, сталь, нефть). 3) Существуют ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, они связаны с большими расходами на патентование и лицензирование технологии производства, на рекламу, а также являются следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов. 4) Фирмы взаимосвязаны между собой в принятии решений по ценам и объему производства; ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов; действия фирм-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. 5) Каждая фирма своими действиями способна оказывать существенное влияние на рыночную цену, причем это влияние зависит от взаимодействия фирм, особенно при тайном сговоре. Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией (от греч. oligos – немногий и opsōnia – закупка).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |