СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОНЫХ КАТАЛОГОВ
Понятие «Электронный каталог» пришло к нам из США. В отечественной каталогизации все необходимые термины стандартизованы. О том, что библиотечный каталог может функционировать в машиночитаемой форме, сказано в ГОСТе 7.76-96, п.3.5 дано определение электронного каталога с принятой аббревиатурой ЭК: « Машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей» [с.17]. Объем первичной информации, которую надо знать любому пользователю ЭК до того, как засветится экран, входят ответы на такие вопросы: -как включить компьютер; -как выбрать язык диалога ( родной язык); -как исправить свою ошибку; -сколько времени дается на ответ; -как сделать так, чтобы номер читательского билета был считан машиной. Электронный каталог обязан обеспечивать весь комплекс услуг, которые предоставлялись пользователем традиционными каталогами. Электронный каталог-технический инструмент поиска, обеспечивающий удобство работы, большую оперативность получения информации, позволяющий переработать огромные объемы информации. Электронный каталог- это главный информационный продукт библиотеки. Виртуальный пользователь, имея доступ к электронному каталогу может определить наличие издания в фондах библиотеки или провести тематический поиск. Электронный каталог является универсальным библиографическим ресурсом. Сотрудниками библиотек создается информационно-библиографическая продукция (библиографические указатели, списки, фактографические справочники, дайджесты и т.д.) Одним из основных направлений работы библиографической службы является формирование информационной культуры пользователей. Информационный потенциал библиотеки можно узнать исходя из ее информацмонно-библиграфических ресурсов. У ряда библиотек нет возможности предоставить виртуальному пользователю свои ресурсы в режиме онлайн. Это происходит в силу ограниченности технических, программных, финансовых, кадровых средств библиотеки. Частично компенсировать этот пробел помогает описание СБА библиотеки. Аннотированные списки собственных каталогов и картотек, приобретенных баз данных, списков периодических изданий, получаемых библиотекой, сведения о спецфондах (видеотека, медиатека и т. д) целесообразно для удобства пользователя размещать в одном месте. Библиотека Якутского городского лицея в 1997 году получила статус информационно-библиографического центра. Здесь электронный каталог организован при помощи программы «МАРК». Модернизация библиотеки лицея началась с изучения и анализа опыта деятельности библиотек страны. Главная задача центра - предоставление полной информации по запросу пользователя. Основными направлениями в работе являются: -информационная поддержка учащихся и учителей; -библиотечно-библиографическое обеспечение воспитательного процесса; -формирование культуры чтения; -информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Обязательным для учащихся 8-9 классов является специальный курс «Основы информационно-библиографической грамотности». Техническое оснащение информационно-библиографического центра- 2 компьютера, 2 принтера, ксерокс, магнитофон. Ведется работа по формированию электронного каталога. Созданы следующие базы данных: - электронный каталог книг (СК); объем каталога 937 записей. Сюда введены художественная литература, все новые поступления; - каталог научно-методической и педагогической литературы: 788 документов; -картотека « Русский язык и литература» 696 записей. Постатейная роспись журналов «Русский язык в школе», « Литература в школе», «Вопросы литературы», газеты «Литература», « Русский язык» в помощь учителям гуманитарной кафедры; -картотека цитат: введено 826 записей самой разнообразной тематики; -картотека статей 1969 записей; -краеведческий каталог-картотека:882 документ, отражающий фонд по краеведению (книги, статьи, сборники и журналы); -картотека « Библиотека абитуриента»-639 пособий для поступающих в ВУЗы общего содержания; -учетная картотека «Учебники»-432 записи. Наличие электронного каталога значительно повысило оперативность информационно-библиографической работы: не обращаясь е фонду, мы можем информировать, например учителя литературы о наличии и количестве текстов изучаемого произведения; аналитическая роспись ГЖС и сборников позволяют На более качественном уровне выполнять библиографические справки; на основе тематических баз данных мы можем проводить индивидуальные информирования учителей и учащихся лицея; с помощью словарей (основных рубрик, ключевых слов, персоналий…) в электронном каталоге составляем списки литературы по интересующей читателями темам, подбираем цитаты, формируем бюллетени новых поступлений, уточняем наличие учебников, пособий по предметам. Имеется доступ к образовательным ресурсам в Интернете - это позволяет получать дополнительную информацию для пользователя. С отладкой школьной локальной сети информационно-библиографический центр стал частью единого информационного пространства лицея. Имеется возможность входа в электронный каталог с компьютера любой кафедры. В перспективе работы - организация медиатеки.
ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕКЕ
Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Они направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы (проектные и др.) и предусматривают новые роли: учителя как консультанта т ученика-как активного исследователя творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Идут инновационные процессы внутри самой образовательной системы, формируется социальный заказ, который отражает общественные и индивидуальные потребности. Становятся нужными и специально создаваемые для размещения в Интернете материалы для самостоятельной работы учащихся. Они предполагают поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы информации, справочные, информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, электронные учебники, некоторые виды результатов дистанционных олимпиад, викторин, проектов и др.) Эти материалы предполагают также и разветвленные пути изучения (образовательные веб-квесты, тематические веб-сайты, курсы дистанционного обучения, результаты проектной деятельности школ в виде веб-сайтов и веб-страниц, интерактивные анкеты и опросники). Новые педагогические подходы к использованию компьютеров в Интернет-ресурсах в учебном процессе продумываются вместе с библиотекарями, учителями, администрацией. Школьник включается в учебный процесс, в котором использует новые педагогические подходы (проектная деятельность, работа в группах, обучение в сотрудничестве, разноуровневое и модульное обучение и др.) Он и сам использует информационные ресурсы (в том числе Интернет). Так ученик становится уже не объектом, а субъектом в общении с педагогами. Активно развивается информационная образовательная среда. В условиях новой школы на нее влияют: - потребность учащихся и учителей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств; -наличие методически продуманной системы внедрения информационных средств; -создание и развитие в школах информационных центров ( медиатек), где организован доступ к информационным образовательным средствам и ресурсам и где работают библиотекари и медиаспециалисты, а также общее развитие системы электронных телекоммуникаций, позволяющей поддержать образовательное сообщество, использующее технологии. [с.24 ]. Информационное пространство экстенсивно расширяется, продолжается бурный рост различных каналов коммуникаций. Интернет сегодня особенно активно используется детьми и подростками, развивается рынок предложений и услуг доя юных пользователей Интернета. Эти проблемы беспокоят родителей, педагогов, библиотекарей. В сфере развития личности ребенка в новой информационной среде мы выделяем две главные проблемы: - проблема доступности информации для детей; - проблема «качества» этой информации с точки зрения социализации личности ребенка. Сегодня особенно необходимо: -развитие социокультурно-гуманизированной, духовной информационной среды, в которой дети и подростки могут получить культурные ценности, идеалы, действительно способствующие их развитию как будущих граждан страны. Опыт работы многих школьных библиотек свидетельствует о том, что в условиях нехватки средств на комплектование они активно используют Интернет, чтобы получить информацию для своих читателей, таким образом, заменяют одни источники информации другими. Новая политика в области образования и культуры должна опираться на библиотеки как ресурсные центры, перед которыми сегодня встает целый комплекс задач. В числе этих задач: - обучение и консультирование юных пользователей для освоения ими читательской информационной и медиаграмотности; - создание в библиотеках новой информационно-образовательной, развивающей личность медиасреды (где есть мультимедиа и Интернет-центры); - изучение и отбор лучших ресурсов медиа (книг, журналов, видеоматериалов, компакт-дисков, программ и др.); -изучение и отбор лучших ресурсов киберпространства и др. Новые технологии дают огромные возможности библиотекарям [с.9 ]. Права ребенка декларируются как приоритетные, роль библиотеки в качестве гарантов прав детей на получение информации явно недооценивается. Решение этого комплекса проблем должно идти в рамках федеральных и целевых государственных программ. Необходимо развитие центров в регионах, где библиотекари смогут на базе технически оснащенных центров быстро освоить новые технологии. Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми в программы развития в России Интернета, в развивающееся информационно-образовательные и социокультурное информационное пространство; задача технического переоснащения библиотек, повышение квалификации школьных библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между пользователями- детьми и подростками и библиотекарями будет возрастать, что негативно скажется и на детях, и на судьбах библиотек и библиотекарей в ближайшем будущем. Необходимо осознание и развитие такой национальной политики в этих областях, когда будут осмыслены и реализованы приоритетные права детей, и не только на выживание и достойную жизнь, но и на свободный доступ к информации, образованию и культурному развитию. Важным представляется в современной школе учитывать интересы учащихся и учителей в различных видах и формах представления информации , в том числе, на основе средств новых информационных технологий. При подготовке современной школой выпускника в последние годы стали ориентироваться на человека, самостоятельного и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это диктуется социальным и экономическими факторами: российское общество из общества индустриального постепенно превращается в общество информационное, где существует осознанная необходимость в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека. В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения - широкая сеть факультативов, кружков, клубов. Успешной самостоятельная работа становится тогда, когда ученик располагает возможностью свободного выбора и доступа к различным источникам информации. И наиболее актуальной и значимой представляется проблема развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра - или медиацентра (медиатеки), располагающей средствами новых информационных технологий и представляющих свободный доступ учащихся и учителя к любого вида информации для их самостоятельной, самообразовательной работы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |