ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[1] Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2] Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.[3] Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.[4] В 2010г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009г. на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта. В декабре 2010г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 133,5 млрд.рублей, что на 3,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
Таблица 2.1 Поступление налога на добычу полезных ископаемых, млрд.рублей
Таблица 2.2 Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет Российской Федерации на 1 января 2011 года
Окончание табл. 2.2
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.[1] Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.[2] Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):[3] 1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета; 2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:[7] 1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран[8]: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция, Швеция. 2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям: - эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных; - сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом; - нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными; - ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными; - номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала; - объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов; - выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения. 3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся: - Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD); - Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ); - Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD); - Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB); - Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB); - Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC); - Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); - Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF); - Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB). 4. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования: - иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных; - нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными; - суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях. 5. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации. Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках. С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[1] Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.[2] Производство, реализация на внутреннем рынке и экспорт нефти в 2009 г. характеризуется следующими данными: добыча составила 469,6 млн. тонн, что по отношению к 2008 г. – 102,2%, реализация на внутреннем рынке – 207,4 млн. тонн (106.2%), экспорт – 252,5 млн. тонн (98%). В последнее время применительно к описанию российской экономике все чаще стали применять термин <голландская болезнь>, подразумевая под этим понятием в широком смысле зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков минерального сырья. Термин <голландская болезнь> возник после известных экономических событий в Голландии, которая владеет крупнейшим в Европе газовым месторождением Гронинген и многими месторождениями в Северном море. В 1960-е годы Гронинген оказался <истинной золотой жилой>. Но значительный приток денег в экономику привел к неожиданным последствиям: возрос уровень инфляции, безработицы, наблюдался спад производства на фоне экономического роста. Этот феномен заинтересовал экономистов и впервые был описан в 1977 году в журнале. С конца 1970-х годов зарубежные ученые М. Корден, П. Нири, В. Сальтер, С. Вайнбергер, П. Дазгупта, Р. Иствуд вели активные исследования механизмов возникновения и протекания <голландской болезни>. На основе теорий международной торговли, спроса и предложения факторов производства, макроэкономической динамики была создана модель стремительно развивающегося сектора, которая позволяет исследовать последствия бума в секторе экономики, производящим любой вид продукции. Такими секторами, как правило, являются сырьевые. Учеными было замечено, что активное расширение производства и экспорта в одних отраслях неизбежно ведет к застою или даже падению производства в других отраслях и необходимости импорта. Таким образом, приоритетный сектор оттягивает ресурсы из промышленности, ухудшая положение всей экономики в целом. Модель стремительно развивающегося сектора позволила выявить и классифицировать ряд эффектов, через которые проявляется <голландская болезнь> в экономике: 1. <Голландская болезнь> проявляется тем сильнее, чем больше времени потребуется на устранение причин ее возникновения, поэтому более поздние ее стадии более разрушительны для экономики. 2. Высокая дифференциация рентабельности. Асимметричность роста отраслей и неравномерность распределения доходов. 3. Изменения в денежном секторе, вызванные увеличением валютной выручки. В России о феномене <голландской болезни> впервые заговорили на официальном уровне в Министерстве экономического развития и торговли в 2001 г. Рост экспортной выручки позволяет наращивать капитальные вложения в добычу нефти и газа без увеличения производства. Средний показатель уровеня инфляции за 2000–2003 годы составил для России 16,5% в год. Национальная валюта Российской Федерации не стабильна, причем дальнейшее повышение реально эффективного курса будет оказывать серьезное влияние на снижение конкурентноспособности российской экономики. Проанализировав сложившуюся ситуацию можно сказать, что в России наблюдаются все эффекты <голландской болезни>, о которых шла речь выше. В связи со сложившимися обстоятельствами Федеральным законом от 23 декабря 2003 года было принято решение образовать Резервный фонд Российской Федерации. До России опыт формирования фондов невозобновляемых ресурсов приобрели ряд стран-экспортеров природного сырья. Первые такие фонды стали появляться в 1970-е годы в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта минерального сырья.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |