ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Проведение самостоятельной работы на уроках математики прочно вошло в практику начальной школы. В процессе самостоятельной работы встречаются различные виды деятельности учащихся (самостоятельная деятельность по образцу, приложенному учителем, применения знаний в аналогичных условиях, творческая деятельность). Организуя самостоятельную работу, учитель обычно предлагает всему классу общее задание или дифференцирует задания по вариантам. Задания в каждом из вариантов чаше всего аналогично по содержанию и требует от учащихся использования однородных способов выполнения работы. Бремя выполнения такой работы каждым учеником в классе, естественно, различно. Поэтому учащимся, которые быстро справились с заданием, учитель предлагает индивидуальную работу. Индивидуальная самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способность его к предмету. Обычно такие работы выполняют сильные ученики. Можно наблюдать и другую противоположность. Учитывая индивидуальные особенности, учитель предлагает карточки с заданием слабый ученикам, а всему классу дает общее задание. Из всего сказанного можно сделать вывод, что индивидуальные самостоятельные работы обычно выполняют одни и те же ученики (либо сильные, либо слабые), ученики же, темп работы которых совпадает с планируемым учителем, ограничены выполнением только самостоятельной работы. Возникает вопрос: можно ли сделать так, чтобы предложенная самостоятельная работа могла бы по сути своей стать индивидуальной для каждого ученика? Можно индивидуальную самостоятельную работу использовать не только с целью усвоения знаний, умения и навыков, но и рассматривать ее как средство развития творческой активности учащихся, инициативы развития их познавательной самостоятельности. Одним из средств выполнения згой задачи является использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но различных по способу выполнения. Это дает возможность каждому ученику проявить свою индивидуальность и свои возможности. На своих уроках математики в 1 классе я применяю такие задания, как, например: - Составить верное равенство из любых двух чисел (3=3). - Составить неверное равенство из любых двух чисел (4=5). - Сделать так, чтобы это неверное равенство стало верным (4=5-1) или исправить ошибку незаметно. - Составить верное неравенство из любых двух чисел (7>5). - Составить неверное неравенство из любых двух чисел (6<4). - Сделать так, чтобы это неверное неравенство стало верным (т.е. исправить ошибку незаметно или "выйти из ловушки") (6<4+3). - Из трех чисел: 5 3 8 составить четыре верные равенства. Получив для самостоятельной работы задания такого типа, каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Деятельность учащихся носит поисковый творческий характер. В самом содержании в таких заданиях заложен уже индивидуальный подход к учащимся. И учителю не нужно будет дополнительно предлагать детям карточки с индивидуальными заданиями. Рассмотрим в качестве примера задания геометрического содержания! -- Разделите четырехугольник отрезком на части так, чтобы получилось две геометрические Фигуры. Какие это Фигуры? Ответы детей: а) Четырехугольник и треугольник б) Треугольник и пятиугольник в) Обе части треугольники г) Обе части четырехугольники Приведенные задания позволяют учителю организовать самостоятельную работу в классе. Задания в таком виде дают возможность каждому из учеников проявить свою индивидуальность, самостоятельность и творческую активность. В силу индивидуальных особенностей одни ученики могут ограничиться одни/и способом, другие - двумя, а третьи рассмотрят все возможные случаи. Совершенствуя вычислительные навыки на более позднем этапе, учитель может при проведении индивидуальной самостоятельной работы использовать задания: а) Запишите примеры на сложение, в которых сумма равна 12. б) Запишите примеры на вычитание, в которых разность равна 9. в) Запишите примеры на вычитание, с уменьшаемым, равным 21. Вычислите разность. г) Запишите примеры на вычитание, в которых вычитаемое равно 15. Вычислите разность. д) Запишите примеры на сложение, в которых второе слагаемое равно в. Вычислите сумму. е) Запишите примеры на сложение, в которых сумма равна 20. ж) Используя числа 10, 8, 2, 4 , 6 составьте различные примеры на вычитание (возможны 7 способов записей примеров) . Предлагая для самостоятельной работы всему классу задание такого содержания, учитель обеспечивает индивидуальный подход к его выполнению у каждого ученика, так как одна группа учеников за отведенное время может выполнить 7-8 примеров, Другая – 4-5, а третья – 2-3. В процессе проверки учащиеся могут контролировать друг друга, узнавать новые способы выполнения задания. Обсуждать их. Систематическая работа по выполнению заданий такого вида оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к ним, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым формирует самостоятельность, как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения. Эти задания следует усложнять от класса к классу, но начинать нужно, безусловно, с самых простых.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |