Психология внимания и речи
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «внимание», его основные характеристики. 2. Виды внимания. 3. Свойства внимания. 4. Понятия «речь» и «язык», физиологическое основание речи. 5. Вилы речи.
Практические задания[1] 1. Дайте определение понятиям «внимание» и «речь». Приведите 2-3 примера их иллюстрирующих. 2. Возможна ли психическая активность, познавательная деятельность без внимания? Обоснуйте свой ответ. 3. Перечислите виды внимания, согласно основных критериев, и дайте им краткую характеристику. Приведите пример каждого вида внимания. 4. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью? Обоснуйте свой ответ. 5. Всегда ли возникновение интереса к деятельности обусловливает переход произвольного внимания в послепроизвольное? 6. Охарактеризуйте свойства внимания. Приведите 2-3 примера иллюстрирующих каждое свойство внимания. 7. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связана с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей? Обоснуйте свой ответ. 8. Почему в световой рекламе свет периодически выключатся? С какой целью это делается? 9. Проанализируйте основные виды речи. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид речи. 10. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?
Задания для самостоятельной работы[2]: 1. Разработайте образы-ассоциации понятиям «внимание» и «речь»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятий. 2. Решение практических задач (Приложение А)
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринты, 1996. – 416 с. 2. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология» : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 1986. – 272 с. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания – М.: «ЧеРо», 2001. – 221 с. 4. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов – СПб. : Питер, 2016. – 583 с. 5. Максименко С.Д. Общая психология – М. : «Рефл-бук» - 2004. – 528 с. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.
Приложение А
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задание 1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников? Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним – двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища. Задание 2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания? а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени. б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях. в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта. г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы. д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал. е) Использование определённых установок и психических состояний. ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности. Задание 3. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях: а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная. к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. л) Секретарь набирает на компьютере текст приказ под диктовку начальника. м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке. н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос. Задание 4. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи: 1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика, изображение. 2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения. 3. Грамматические связи выражены наиболее полно. 4. В значительной степени непроизвольная речь. 5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю. 6. Заранее планируемая и программируемая речь. 7. Грамматически бессвязная форма речи. 8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика. 9. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников. 10. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь. 11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях. 12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения. Задание 5. Разведите признаки языка и речи: · Исторически сложившиеся средство общения. · Выражает психологические особенности отдельно взятого человека. · Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением. · Отражает психологию народа. · Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. · Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
[1] Являются обязательными для выполнения, так как идут параллельно с вопросами для обсуждения, сами задания могут печататься, ответы пишутся от руки на листах А4 и вкладываются в папку – для каждого семинара [2] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы – для каждого семинара
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (882)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |