Категории философии как универсальные формы духовного освоения мира человеком.
Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость). Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия. Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: •космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том , что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки , философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
5. Основные методы философского познания: диалектический, герменевтический, феноменологический. Диалектический метод является очень распространенным методом философского познания. Он восходит еще к Сократу, который пользовался им в своих знаменитых беседах. Диалектика, в переводе с греческого, означает: "вести беседу, спорить". Диалектический метод - это совокупность таких принципов познания, как принцип противоречия, историзма, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и некоторых других. Герменевтический метод один из распространенных методов современной философии. Термин "герменевтика" переводится с греческого как "истолковательное искусство" и был использован для названия философского направления и философского метода. Герменевтика - это метод понимания и интерпретации текстов. Она исходит из широко известного факта: текст - один, а его интерпретаций - множество. Как быть в этой ситуации? Нужно разработать наиболее адекватный способ понимания текста, обращая внимание на его внутреннее содержание, абстрагироваться от социально-экономических причин, исторического контекста и других внешних факторов. Интерпретация текста всегда рефлексивна, ибо предполагает самопонимание того, кто эту интерпретацию осуществляет. Герменевтический метод плодотворен в работе с субъективной реальностью, примером которой могут быть отношения людей в обществе. Феноменологический метод вошел в арсенал философских методов в начале XX столетия. Его называют еще феноменологической редукцией, в ходе которой сознание, мысль о предмете предмета мысли очищается от различных искажений, внесенных в сознание шаблонами, схемами, догмами и т. п.
6. Понятие истины. Концепции истины. Проблема истины в философии и науке. Истина - категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения. Критерий истины — способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения. Критериями истины в классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Под действительностью в данной концепции подразумевается как объективная реальность, так и субъективный мир человека. Соответствие знаний объектам и предметам трактовалось как их адекватное воспроизведение в сознании человека. Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia — сцепление, связь) — концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво. Например, положение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности у Парменида и Зенона, которые считали, что соответствие мысли действительности может быть удостоверено не путем наблюдений, которые не дают достоверного знания, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Прагматическая концепция истины (грсч. pragma — дело, действие) — концепция, принимающая за критерий истинны се практическую полезность. Сторонники этого понимания — Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен утверждают, что реальность внешнего мира недоступна для человека, поскольку человек непосредственно имеет дело как раз со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, - это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio —соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Представители данной концепции истины — А. Пуанкаре, К. Айдуксвич, П. Дю- гем и др. считали, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективный характер научных теорий. «Невозможно ничего знать, — пишет Пуанкаре, — но мы уже приступили и вынуждены действовать — так случайно мы фиксируем правила. Набор правил и называется наукой. В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективноличностных измерений сознания. Появляются герменевтическая, экзистенциальная и пр. трактовки истины. Сохраненная неоднозначность существующих подходов к проблеме истины еще раз подчеркивает тот факт, что она является одной из основных как для гносеологии, так и для всей философии в целом.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |