Принципы организации работы с детьми
12 Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет Пояснительная записка Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет, используется в качестве дополнения к образовательно-воспитательной программе учреждения образования. Народная педагогика, опирающаяся на народную мудрость, «обыкновенный здравый смысл», та самая педагогика, «которая существовала в народе испокон веков и имела своё влияние на все поколения в семье», нашла своё отражение в произведениях фольклора, в народных традициях. Фольклор – это среда, в которой дети, играя, обучаются. «Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Ведь именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа» [4]. В это время важно приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа, формировать у них положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативную и социальную компетентность. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет также сохранить здоровье ребёнку, укрепить его, подготовиться к будущей жизни. Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач педагогики является социализация личности ребёнка, которая связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность в процессе воспитания и образования, с необходимостью оказания квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Здесь роль семьи имеет решающее значение. В народе говорится: нет дерева без корней, а дома - без фундамента. «Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений… Никакая наука не в состоянии тягаться с педагогическим гением народа»,- писал А.С.Макаренко[6]. Вот почему данная программа стала дополнением к общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения. Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования. Работая в МБДОУ ЦРР детский сад №57 «Росинка» мною совместно с музыкальным руководителем Хитровой О.Н. была разработана программа фольклорного кружка «У околицы». В своей работе мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И. Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой, «Программа курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой. Ознакомились с программами Е.Г. Брониной «Оберег», М.В. Хазовой «Горенка», О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме того, были изучены программы северских педагогов МБДОУ ЦРР детский сад №58 «Родничок» и МБДОУ «ЦРР – детский сад №59» «С чего начинается Родина?». Все эти программы носят системный характер и являются парциальными, а также направлены на формирование определённой среды: организацию музея русской культуры в дошкольном учреждении, создание соответствующего интерьера групповой комнаты, написание конспектов занятий с углублённым изучением материала - дети приобщаются ко всем видам национального искусства. Наша программа делала упор на нравственное и речевое развитие дошкольников, более глубоко соприкасалась с темой труда. В ней достаточно много музыкального фольклорного материала. Начав работать в МБДОУ «Детский сад № 19» решила использовать данную программу с учетом изменившихся условий и задач приоритетного направления учреждения: социально-личностное развитие ребёнка и гармонизация детско-родительских отношений. Благодаря мобильности программы удалось приспособить её к новым условиям работы, изменив разработки музыкального руководителя, активнее привлекая родителей к совместной деятельности… Особое место в решении задач приоритетного направления отводится фольклорным праздникам, которые являются мощным фактором положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Обращаясь к народным праздникам, хочется вернуть традиции семейного досуга. Ведь «традиции как бы организуют связь поколений, на них держится нравственно - духовная жизнь людей. Ничто не объединяет нас так, как традиции» [4]. Кружковая работа ведется со всей группой во вторую половину дня, что позволяет родителям наблюдать за деятельностью своего ребенка и активно подключаться к ней. Цель: Укреплять социально-личностные и внутрисемейные отношения путём приобщения дошкольников к духовной культуре русского народа. Задачи программы: Образовательные: · Знакомить детей с устным народным творчеством, традиционными праздниками. · Учить понимать роль семьи, своё место в семье. Воспитательные : · Формировать нравственные ценности (любовь к своей семье, родной земле, дружеские отношения со сверстниками, уважительное отношение к традициям своего народа). · Создавать условия для проявления детьми любви к своим близким, игрового взаимодействия со сверстниками. · Воспитывать в детях толерантность. Развивающие : · Развивать любознательность, самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей. · Развивать творческое воображение. · Развивать коммуникативные навыки у детей. Оздоровительные : · Способствовать укреплению психического здоровья детей. · Приобщать к ценностям здорового образа жизни. Принципы организации работы с детьми · Принцип непрерывности - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения · Принцип индивидуальности – обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (с учётом индивидуальных особенностей) · Принцип «От простого к сложному» т.е. принцип развивающего обучения · Принцип наглядности - использование максимального числа каналов восприятия информации · Принцип результативности - реализация мероприятий, направленных на достижение положительных результатов независимо от возраста и уровня развития детей. · Принцип доступности. · Принцип синкретизма (от греческого – соединение) – предполагает · взаимосвязь разных видов деятельности. · Принцип цикличности (повторности и периодичности событий). Новизна программы 1. Переосмысление старого на новый лад (старинные русские обычаи переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа народных праздников, их обрядовость сохранена). 2. Упор на укрепление внутрисемейных связей. 3. Создание условий для освоения детьми позиции субъекта в различных видах деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается: · в расширении условий ознакомления дошкольников с русским народным творчеством; · в удовлетворении потребности ребёнка в эмоциональном и психологически комфортном содержании деятельности; · в возможности реализовать творческий потенциал детей и взрослых членов семей; · в создании условий для укрепления внутрисемейных отношений. Основные формы работы: 1. Занятия интегрированного типа 2. Фольклорные праздники, концерты 3. Организация творческих выставок Разделы программы: · Устный фольклор · Народные игры · Народный театр · Народное прикладное творчество · Народная хореография · Народные праздники Структура занятия: 1. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая или речедвигательная игра. 3. Основная часть (беседа, объяснение нового материала, показ воспитателя, слушание, народные игры, пластические этюды и др.) 4. Народная игра. Организация работы кружка: занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определенный день недели. Продолжительность занятия - 20мин. (младший дошкольный возраст), 25мин. (средний дошкольный возраст), 30мин. (старший дошкольный возраст), 35мин. (подготовительная к школе группа).
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |