Маркетинговый анализ деятельности предприятия
В связи с тем, что основную часть прибыли предприятие получило от реализации продукции, проанализируем ее динамику, для определения факторов, повлиявших на ее изменения в таблице 2.9 и на рисунке 2.3. Из таблицы 2.9 видно, что в динамике за исследуемый период удельный вес себестоимости в составе выручки снизился на 1,0%. Увеличение доли прибыли от продаж на 1,0% в составе выручки, произошло за счет снижения уровня коммерческих расходов на 0,7% и управленческих на 0,3%. Таблица 2.9 Расчет удельного веса затрат в выручке по месту возникновения в динамике за 2007-2009гг.
Рис. 2.3. Удельный вес видов затрат в выручке по месту возникновения в динамике Таблица 2.10 Структура затрат предприятия по экономическим элементам в динамике
Рис. 2.4. Структура затрат предприятия при производстве продукции по экономическим элементам в динамике Согласно расчетам таблицы 2.11, затраты предприятия на конец исследуемого периода увеличились на 1 762 026 тыс. руб., или на 129,51 %. Увеличение произошло по всем элементам. Наиболее высокий темп наблюдается по материальным затратам, прирост составил 178,66% при общем приросте себестоимости 129,51%. Этот показатель и является проблемным местом в структуре себестоимости. Итак, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что по месту возникновения затрат произошло снижение себестоимости за счет понижения уровня коммерческих расходов на 0,7% и управленческих на 0,3%. Это является положительным моментом. Таблица 2.11 Анализ влияния материальных затрат на единицу товарной продукции
За счет роста цен на ресурсы материальные затраты на анализируемом предприятии возросли на 522 126 тыс. руб.(2 141 624 – 1 619 498), за счет повышения ресурсоемкости – на 850 964 тыс. руб. (1 619 498 – 768 534). Следовательно, при всем изменении на сумму 1 373 090 тыс. руб. (2 141 624 – 768 534): - доля внешних факторов в росте материальных затрат данного предприятия составляет 38,03% (522 126/1 373 090 х 100); - внутренних – 61,97 % (850 964/1 373 090 х 100). Таблица 2.12 Оценка влияния внутренних факторов на рост материальных затрат в ценах 2007 года
Согласно расчетам таблицы 2.12, основным фактором роста материальных затрат является повышение материальных затрат на единицу продукции, прирост которых составил 111,11%. Отсюда превышение роста материальных затрат над ростом объема производства на 21, 01% (210,73 – 189,72). Из таблицы 2.13 видно, что в связи с увеличением выручки от реализации на 250,72 % , доля полной себестоимости в структуре выручки снизилась на 1,99%. Снижение удельного веса себестоимости в составе выручки произошло в результате снижения доли условно-постоянных затрат на 0,36% и доли переменных затрат на 1,63%. Темп динамики роста переменных затрат в абсолютном выражении превышает темпы динамики роста полной себестоимости на 0,59% (245,12 -244,53). Здесь необходимо проанализировать причины такого опережения, так как переменные затраты в данной цепи являются слабым звеном в цепочке затрат предприятия. Таблица 2.13 Оценка влияния переменных и постоянных затрат на уровень выручки в динамике
Проведем факторный анализ прибыли от реализации в таблице 2.18, базирующейся на методике маржинального дохода, воспользовавшись исходными данными таблицы 2.14. Таблица 2.14 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки: П2006= 550 724 (2,874-2,092)-124 781 = 305 794 тыс. руб. Пусл1= 1 044 821 (2,874-2,092)-124 781 = 692 269 тыс. руб. П усл2= 1 044 821 (3,798-2,092)-124 781 = 1 657 684 тыс. руб. Пусл3= 1 044 821 (3,798-2,703)-124 781 = 1 019 298 тыс. руб. П2008= 1 044 821 (3,798-2,703)-298 279 = 845 778 тыс. руб. Согласно данных таблицы 12, общее изменение прибыли от продаж (∆Побщ) составляет 539 984 тыс. руб., в том числе за счет изменения: - объема реализованной продукции DПN = 692 269 – 305 794 = +385 475 тыс. руб.; - цены реализации DПц = 1 657 684 – 692 269 = +965 415 тыс. руб.; - удельных переменных затрат ∆Ппер = 1 019 298 – 1 657 684 = –638 386 тыс. руб.; - суммы постоянных затрат ∆Ппост = 845 778 – 1 019 298 = – 173 520 тыс. руб. (∆Побщ) = 385 475 + 965 415 – 638 386 – 173 520 = 538 984 тыс. руб. Результаты расчетов сведем в таблицу 2.15. Таблица 2.15 Результаты влияния факторов на изменение прибыли от продаж, тыс. руб.
Полученные результаты позволяют определить влияние переменных и постоянных затрат на формирование прибыли. Так, за счет прироста удельных переменных издержек предприятие получило прибыли меньше на 638 386 тыс. руб., и за счет прироста постоянных затрат, прибыль уменьшилась на 173 520 тыс. руб. Таблица 2.16 Структура переменных затрат в динамике
Из таблицы видно, что за исследуемый период основной прирост переменных затрат связан с увеличением условно-переменных расходов. При общем приросте переменных расходов на 145,12%, прирост условно-переменных расходов составляет 205,52%. Доля условно-переменных расходов в структуре переменных затрат увеличилась на 3,8%. Но основная доля в переменных затратах, принадлежит прямым расходам, которая на конец периода составила 76,83%. Поэтому рассмотрим динамику прямых и условно-переменных расходов подробнее в таблице 2.17. Согласно расчетным данным таблицы 2.17, основной расходной статьей в структуре прямых расходов по объему, является статья «сырье и материалы». Ее доля в структуре прямых расходов на начало периода составила 85,52% и на конец периода 86,37%. Темп прироста за период составил 138,16%. Превышение прироста показателя «сырья и материалов» над общим приростом прямых расходов составляет 1,017 (138,16/135,83) единицы. Также за исследуемый период в структуре прямых затрат выросла доля «топлива и «топлива и энергии» на 0,85%. Превышение прироста показателя «топливо и энергия» над общим приростом прямых расходов составляет 1,045 (141,95/135,83) единицы. Эти два показателя и являются «узким» местом в структуре прямых расходов. Таблица 2.17 Структура прямых и условно-переменных расходов в динамике
Далее, рассмотрим структуру условно-постоянных расходов в динамике за 2007-2009 гг. в таблице 2.18. Таблица 2.18 Структура условно-постоянных расходов в динамике
Рис.2.5. Графическое построение порога рентабельности за 2008г. Таблица 2.19 Расчет запаса финансовой прочности предприятия
Как показывает расчет, в 2007 году нужно было реализовать продукции на сумму 459 091 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 1 582 781 тыс. руб., что выше пороговой на 1 123 690 тыс. руб., или на 70,993%. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности предприятия. В 2009 году запас финансовой устойчивости увеличился на 4,14%, так как снизилась доля постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции. И предприятие является более устойчивым к изменению рыночной конъюнктуры с точки зрения получаемой прибыли. Согласно проведенным расчетам, можно сделать вывод, что при возрастании выручки от реализации за 2009 год на 150,72%, сила воздействия операционного рычага убывает на 3,84%, так как имело место снижение доли постоянных издержек в структуре себестоимости. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции. К проведению экспертного опроса на ООО «ГРАНД» были привлечены шесть наиболее квалифицированных специалистов предприятия - директор; - зам. директора по производству; - главный механик; - главный энергетик; - главный геолог; - главный бухгалтер. Каждому эксперту был предоставлен список всех экспертов и варианты ответов на вопрос: “Какая из предложенных стратегий роста фирма наиболее предпочтительна для ООО «ГРАНД» в настоящее время?”. Оценка компетентности проводилась по 6-ти балльной шкале, причем чем выше компетентность, тем выше оценка. Значимость вариантов оценивалась по 10-ти балльной системе (чем больше значимость, тем выше оценивается стратегия). Экспертам необходимо оценить следующие варианты стратегии роста фирмы: 1) стратегия глубокого проникновения (В1); 2) стратегия разработки товара (В2); 3) стратегия расширения рынка (В3); 4) стратегия диверсификации (В4). Первым этапом экспертизы необходимо оценить компетентность экспертов. Это можно реализовать путем их взаимной оценки. Данные взаимооценки приводятся в таблице 2.20. По данным таблицы мы видим, что наиболее компетентным является третий эксперт, далее - первый, второй, пятый, четвертый и шестой. Далее производим оценку значимости вариантов для каждого вида планирования. 1) Проводим оценку значимости факторов по десятибалльной системе. Результаты приводятся в таблице 2.21. Таблица 2.20 Взаимная групповая оценка компетентности экспертов
Таблица 2.21 Матрица значимости стратегий (вариантов) в десятибалльной системе
2) Переводим оценки, выданные в баллах, в ранги, при этом ранг 1 присваивается варианту, получившему наибольший балл. Результаты расчётов приводятся в таблице 2.3. 3) Проведем проверку согласованности показаний двух экспертов с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Таблица 2.22 Перевод оценок вариантов из десятибалльной системы в систему, выраженную в рангах
Полученные значения коэффициентов ранговой корреляции заносят в таблицу. Вычисленные коэффициенты корреляции Спирмена согласованности оценок всех экспертов представлены в таблице 2.23. Таблица 2.23 Матрица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена
Как видно из таблицы 2.5 , учёт компетентности экспертов обусловил некоторое перераспределение «весов» отдельных вариантов. По результатам экспертизы можно сделать следующее заключение: доминирующим вариантом стратегии роста фирмы является вариант В3 –стратегия расширения рынка, далее идут В2, В1 и В4. Таблица 2.24 Относительные оценки значимости вариантов, составленные на основе показаний экспертов
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |