Результаты исследования и их обсуждение
Как видно из табл.1, гендерные качества у испытуемых разного пола представлены неоднородно: как среди девушек так и среди юношей выявлены личности с высокой маскулинностью. Фемининность в обеих группах представлена меньше. Таблица 1. Уровень маскулинности и фемининностиу представителей разного пола
У представителей мужского пола чаще встречается маскулинный и андрогинный тип. Всего один испытуемый имеет высокую степень фемининности. У девушек обнаружено преобладание андрогинного и маскулинного типа. Причем, фемининный тип, вопреки ожиданиям, не оказался преобладающим, и по численности уступает носителям маскулинного, андрогинного и невыраженного гендерного типа в женской подгруппе. Всего две девушки из семьнадцати по результатам тестирования были отнесены к фемининному типу. Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают теорию Сандры Бем о несовпадении гендера и пола. Мы действительно получили достаточно пеструю картину распределения полоролевых особенностей по выборке. Это согласуется с точкой зрения многих современных авторов о том, что уместно говорить о снятии нормативных запретов и ограничений, что позволяет проявиться индивидуальным свойствам, не обязательно связанным с полом. Половые различия при этом становятся более индивидуализированными и тонкими. Интересные результаты были получены с помощью методики оценки агрессивных форм поведения Басса-Дарки. В мужской выборке (см. табл. 2) наиболее типичными формами проявления агрессии оказались (при возможном максимуме 120 баллов): физическая агрессия (73,1), косвенная агрессия (среднее по выборке 64.2), и обида (61,1) . Таблица 2. Результаты оценки агрессивности у юношей
Любопытно, что лидеры в группе по маскулинности (исп. 19, 26, 27, 29 и 33) оказались одновременно лидерами и по фемининности. Однако типичные для них формы агрессии оказались различными. Характерными в этом отношении кажутся показатель испытуемого 27. У него единственный в выборке нуль по подозрительности и рекордно низкие показатели раздражительности (9) и негативизму (20). Другие андрогинные испытуемые дали высокие показатели по этим шкалам. Более сглаженная, но в целом сходная картина была обнаружена в женской части выборки (см. табл.3). Таблица 3. Результаты оценки агрессивности у девушек
Менее типичными для юношей формами агрессивного поведения оказались негативизм (47,6), раздражительность (54,5), и подозрительность (55,6). Лидирующее положение сохранилось за косвенной (69.6) и физической (62,8) агрессивностью. На третью позицию выдвигается чувство вины (60.8). Т.е. физическая форма переместилась с первой на вторую позицию. На четвертой позиции оказались подозрительность и обида (по 58 баллов). Наименее типичными для девушек оказались все те же негативизм и раздражительность. Если рассматривать дисперсию как величину разброса значений, то обнаруженная наименьшая дисперсия (231) по косвенной агрессии может рассматриваться как отражение того факта, что девушки согласованно склонны к опосредованным, то есть непрямым, формам агрессивного поведения. Таким образом, по данной методике проявилась, несмотря на индивидуальные вариации, в целом сходная картина для представителей разного пола. Возникает вопрос, а не является ли гендер более важным коррелятом различных форм агрессии? Как видно из сводной таблицы результатов эксперимента (табл.4), положительная незначительная корреляция на уровне 0,4 проявилась только между маскулинностью и физической агрессией и негативизмом, а также на уровне 0,35 с чувством обиды. Еще менее заметная корреляция с косвенной агрессией (r = 0,3). Значимой отрицательной корреляционной связи между маскулинностью и отдельными видами агрессивного поведения не выявлено. Это значит, что маскулинные люди не отрицают ни одну из них. Таким образом, корреляционная связь обнаружила с одной стороны некоторую согласованность гендерных отличий с оценками теста (физическая агрессия), но с другой – выявила обидчивость как коррелят маскулинности. Наиболее рельефным проявлением различий можно считать то, что маскулинность обнаружила положительную (r= 0,4), а фемининность – отрицательную (r = - 0,2) с физической агрессией. То есть мужественные люди более склонны к дракам и физическому воздействию на противника.
Таблица 4. Результаты оценки предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций у юношей
С помощью методики Басса-Дарки были выявлены в целом слабо согласующиеся с типичными гендерными профилями предпочтения агрессивных форм поведения. В мужской выборке (см. табл.2) наименее типичной формой проявления агрессии оказалась раздражительность. Она коррелирует с маскулинность в мужской выборке на уровне r = - 0,57. Это выраженная отрицательная корреляция. Мужчины становятся покладистыми. Вместе с этим, в мужской выборке выявлена отрицательная корреляция фемининности на уровне около 0,48 с физической агрессией и подозрительностью, то есть женственные мужчины не драчливы и доверчивы. Хотя агрессивность является ключевым признаком маскулинности, мужчины не продемонстрировали выраженных отличий по данному показателю. Возможно, это объясняется тем, что в число наших испытуемых не попали ярко выраженные мужские типы. Мы уже отмечали, что те испытуемые, которые имеют выраженную маскулинность (100 и более баллов) обычно имеют такой же показатель и по фемининности. Создается впечатление, что здесь мы имеем дело с демонстративным или сфальсифицированным половым самоопределением. Однако, возможно это есть последствие социальной регуляции. Известно, что именно ярко выраженные мужские типы содержат в себе заряд агрессивности. Такая особенность "мужского характера" как агрессивность и склонность к насилию сохраняет актуальность. Эта проблема вызывает особенно жаркие споры среди ученых и публицистов. Одни авторы утверждают, что мужчины самой природой предназначены быть насильниками и агрессорами, потому что агрессивное поведение детерминируется и стимулируется тестостероном, а попытки его модификации эквиваленты кастрации или психологической деградации мужчин. Другие, напротив, считают мужскую агрессивность следствием неправильного воспитания мальчиков и требуют его изменения и спасти человечество от мужской агрессивности можно путем радикального изменения воспитания мальчиков. Мальчиков нужно с раннего детства готовить к отцовству, учить мирно разрешать конфликты, а также поощрять участие отцов в воспитании детей. Над поведением взрослых мужчин также нужен контроль и цензура. Следует запретить все виды агрессивных спортивных игр, включая футбол и бокс, дети должны смотреть по телевидению только специальные программы, без агрессии и секса, подросткам не следует продавать диски с хеви-металл и т.д. Вторая возможная причина сходства картины агрессивного поведения в двух выборках состоит в том, что представительницы «слабого пола» постоянно подтягиваются до уровня «сильного пола» и в наше время становятся нередкими драки с участием девушек и ненормативная лексика в исполнении «юных леди» и т.д. Агрессивные девочки восполнили недостаток агрессивности мальчиков. По данной методике проявилась, не смотря на индивидуальные вариации, в целом сходная картина для представителей разного пола. В свою очередь гендерные различия оказались более важным коррелятом различных форм агрессии. Положительная корреляция проявилась между маскулинностью с одной стороны и физической агрессией, а также негативизмом – с другой. Именно гендерные различия, а не пол оказались значимыми в этом отношении. Незначительная отрицательная корреляционная связь, проявившаяся между маскулинностью и чувством обиды, свидетельствует о том, что мужчины не обижаются, они не склонны таить в себе это чувство. Скорее пригодной для них является стратегия открытых форм активности. Корреляционный анализ обнаружил некоторую согласованность гендерных оценок со шкалами агрессии. Наиболее рельефным проявлением различий можно считать то, что маскулинность обнаружила положительную, а фемининность – отрицательную корреляцию с физической агрессией. То есть мужественные люди более склонны к «рукоприкладству». Как показывают многие психологические исследования, отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны. Агрессивность мальчишеских групп и мужских компаний – не столько индивидуально-психологический, сколько групповой феномен: сильным и агрессивным мальчикам легче завоевать господствующее положение в иерархической структуре мальчишеской группы. Это способствует утверждению соответствующего стиля взаимоотношений и системы ценностей, которые предъявляются остальным в качестве нормы, независимо от их индивидуальных качеств. Мальчики учат друг друга драться, быть крутыми и не допускать "нежностей телячьих". Наконец, подробно рассмотрим данные по выбору стратегий разрешения конфликтов. Как видно из табл.4, наиболее типичной для мужской выборки оказалась стратегия сотрудничества (6,41 баллов из 12 возможных) и конкуренции или сопротивления(6,35 баллов), наименее приемлемой является стратегия приспособления (4,94 балла). Для девушек (см. табл.5) предпочитаемой стратегией является стратегия компромисса (8,12), это наиболее значительная оценка по данному тесту для всей выборки Наименее приемлемой оказалась стратегия приспособления (4,53), недалеко от нее дистанцировалась и стратегия избегания (4,88). Таким образом, половая принадлежность оказалась значимой для выбора стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Таблица 5. Результаты оценки предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций у девушек.
агрессивность подростковый гендерный маскулинность Наши данные свидетельствуют, что половая принадлежность не является критической для выбора стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Влияние на этот выбор гендерных различий оказалось более заметным. Проанализируем более подробно влияние на этот выбор гендерных различий. Как видно из табл.6, люди с высоким уровнем гендерных качеств (андрогинные), и с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинности а также с невыраженными андрогинными качествами (НН) показали высокую склонность к компромиссному поведению(7,31, 8,67 и 7,89 балла).
Таблица 6. Связь гендерных различий с предпочитаемыми стилями разрешения конфликтных ситуаций
Для первых двух названных групп совпали также и отвергаемые стратегии. Это - соперничество (4,08 и 1,67). Однако, наиболее заметным для маскулинных испытуемых является предпочтение стратегии соперничества или конкуренции (8,78 балла). Представляют также интерес результаты теста для группы людей с невыраженными гендерными особенностями. Здесь оказалась неприемлемой стратегия приспособления (3,11 балла) и почти совпали по избеганию и сотрудничеству (4,57 и 4,85). Совпали также значение баллов для приспособления и сотрудничества в группе испытуемых с высокой фемининностью (6,33). Нетипичной для испытуемых с высокой маскулинность оказались стратегии избегания и приспособления (4,3 и 4,6). Интересные результаты для мужской выборки были получены с помощью корреляционного анализа. Выраженной корреляцией гендера с предпочитаемой стратегией не обнаружено. Однако, значительная положительная корреляция (r = 0,47) фемининности с предпочтением компромиссной стратегии выглядит любопытно. Женственные мужчины оказались более компромиссными. Кроме этого, оба типа гендерных отличий проявили положительную корреляцию (r> 0,3) с предпочтением приспособления. Снова пассивная стратегия. Возрастание гендера сопряжено с меньшей конфликтностью в виде конкуренции. Об этом свидетельствует незначительная отрицательные значения коэффициента корреляции. В результатах женской выборки (табл. 5) мы видим несколько выделяющихся показателей. Во-первых, значимая обратная связь выявлена между маскулинностью и компромиссной стратегией (r =0,63). Это говорит о неуживчивости мужественных девушек. Они также склонны к отрицанию избегания и сотрудничества( -0,43 и –0,56), но приемлют приспособление и соперничество ( 0,29 и 0,37). Фемининность в этой группе также выражено связана с приспособлением (r =0,63) и отрицательно коррелирует (r = -0,47) с соперничеством. Остальные шкалы в обеих выборках дали меньшие корреляции на уровне 0,2 и ниже. Можно предположить, что обнаруженные значимые связи отражают более терпимое и доброжелательное отношение к проявлениям эмоциональной чувствительности у мужчин на фоне возрастания женской бескомпромиссности. В свою очередь люди с невыраженными гендерными особенностями в мужской и женской выборке выявили одинаковую готовность к уклончивым и компромиссным стилям поведения. Испытуемые с высокой фемининностью оказались в одинаковой степени готовыми к пассивным стилям разрешения конфликтов при отрицании соперничества. Таким образом, наше исследование продемонстрировало сложный характер связи гендерных различий с выбором стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Представляются обоснованными следующие выводы: 1.Гендерные различия для прогнозирования агрессивного поведения и выбора стратегий при разрешении конфликтных ситуаций оказываются более важными чем биологический пол. 2.Агрессивное поведение в современных условиях теряет статус признака маскулинности. 3.Открытые формы агрессивного поведения у юношей замещаются раздражительностью. 4.Маскулинные девушки склонны к открытым формам агрессии, негативизму и раздражительности в большей степени чем юноши. 5.Люди с маскулинными качествами отдают явное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды и имеющие невыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссное поведение. 6.Наименее склонны к конкурентным отношениям люди с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинностью.
Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» является вытеснение открытых форм агрессии и замещение их латентными и в первую очередь раздражительностью. 2)По нашим данным, хранительницами агрессивного потенциала являются маскулинные девушки, для которых характерны открытые формы агрессии и физическая в том числе. Эта трансформация имеет индивидуально-типологическими вариации и у отдельных индивидов выражена рельефно. 3)Гендерные различия действительно оказываются более значимыми, чем половые. Однако, происходящие социализациальные процессы приводят к изменениям представлений о полоролевых различиях. Суть этого процесса коротко можно выразить формулой: «мужчины обогащаются чувственностью, а девушки стремятся обрести независимостью». Происходит ломка сформированных многими поколениями стереотипов мужественного и женственного поведения. Оно все чаще выглядит андрогинным. 4)В качестве основного вывода следует отметить, — ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.. Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений, так же как и путём наблюдения агрессивных действий. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. 5)В ходе нашего исследования была установлена связь маскулинности с агрессивностью. У масклинных юношей и девушек действительно преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие от них, у фемининных людей преобладает косвенная и вербальная форма агрессии. 6)Люди с маскулинными качествами отдают явное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды и имеющие невыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссное поведение. Наименее склонны к конкурентным отношениям люди с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинностью. 7)Таким образом, наше исследование продемонстрировало сложный характер связи гендерных различий с агрессивными проявлениями и вы
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |