Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения
Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению у первоклассников, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям. Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению. В соответствии с ведущей закономерностью процесса обучения чтению нами были выделены критерии и признаки сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения. Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо» [48]. Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса» [48]. Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь» [48]. Н. Светловской [33] выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников, в том числе и первоклассников: × умение работать с книгой; × начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой); × знание библиографических сведений. В программе для средней общеобразовательной школы [32] выделяет следующие показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой: × соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения; × умение листать книгу, быстро находить нужную страницу; × умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация; × умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению; × умение находить в книге сведения об авторе; × различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста; × умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее. Начитанность учащихся характеризуется, по мнению О.Джежелей и А.Емець [8], следующими показателями: × знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года; × знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов; × умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям, × осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа). Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями: × умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ); × умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора; × умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение; × умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки; × знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг. На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Таблица 1.3 Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников
Выводы к главе I
Анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения позволил сделать следующие выводы 1. Вслед за Н. Светловской под «читательской самостоятельностью» мы будем понимать личностное свойство, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. 2. Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы следующие методы обучения: беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание. 3. Составленная критериальная характеристика позволила провести констатирующий эксперимент, который предусматривал определение уровня читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения. На основе данных исследования большая часть первоклассников в обеих группах (по 50%) имеет средний уровень развития навыка чтения, при котором скорость чтения превышает 15 слов в минуту; 8,3% учащихся в контрольной группе имеют высокий уровень навыка чтения (более 30 слов в минуту); 8,3% учащихся в контрольной группе и 25% в экспериментальной имеют достаточный уровень развития навыка чтения выше среднего, при котором дети читают со скоростью свыше 25 слов в минуту; 33,4% первоклассников контрольной группы и 25% экспериментальной имеют низкий уровень (чтение со скоростью ниже 15 слов в минуту). Анализируя результаты исследования по проверке начитанности первоклассников, можно сделать следующие выводы: 66,7% учащихся контрольной группы имеют средний уровень начитанности, 8,3% - высокий и 25% - низкий уровень начитанности. В экспериментальной группе средний уровень наблюдается у 50% детей, 25% имеют высокий уровень начитанности и 25% - низкий. читательский самостоятельность учащийся внеклассный
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |