Группы и их классификация
12 Реферат по дисциплине «Педагогика» по теме: «Понятие коллектива в психологии и педагогике»
Выполнила: Студентка гр. М-21-07 Очной формы обучения Специализация: Гостиничный и туристический бизнес Сахарова Наталья Александровна
Проверила: Метиева Л.А., преподаватель психологии и педагогики
город Нижний Новгород 2008 год Содержание Введение........................................................................................................... 3 1. Понятие коллектива в психологии.............................................................. 4 1.1. Группы и их классификация.................................................................... 4 1.2. Коллектив как высшая форма развития группы.................................... 5 2. Понятие коллектива в педагогике............................................................... 8 Заключение.................................................................................................... 11 Список используемой литературы............................................................... 12 Введение Актуальность темы работы. При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий в источниках по педагогике и психологии относительно понятия и структуры ученического коллектива даже в работах одного автора. Так, например Столяренко, с одной стороны разделяет понятия учебной группы и коллектива, а с другой стороны признаёт существование учебного коллектива, что по существу нарушает первый закон логики: тождества мышления. В связи с этим здесь же у автора наблюдаются и определённые неточности в структуре учебной группы или ученического коллектива которые никаким образом не разъясняются. Практически во всех источниках возникает сложность при употреблении понятия коллектив, под которым в педагогической литературе может пониматься: общешкольный коллектив города, ученический коллектив школы, ученический коллектив параллелей классов, ученический коллектив класса, а также коллективы клубного типа (кружки, секции), добровольные общества и.т.д. Поэтому тема данной работы представляется актуальной. Цель работы. Анализ вопроса о соотношении понятия коллектива в психологии и педагогике является целью данной работы. Задачи работы. В соответствии с целью настоящей работы были определены следующие задачи: 1. Определить понятие коллектива в психологии и педагогике. 2. Выявить взаимосвязь и различия рассматриваемого понятия в источниках по педагогике и психологии. Информационная база работы. При написании данной работы использовались различные учебные пособия.
Понятие коллектива в психологии Группы и их классификация Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д.[1] Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые (коллективы) и недостаточно или низкоразвитые группы (ассоциации, корпорации, диффузные группы). Большие группы могут быть реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятия, педагогический коллектив школы и т.п.); и условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков (классовых, половых, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными, т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, доверия, симпатии и т. д.). Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Психология в качестве основания для выявления уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |