Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Министерство образования Омской области Государственное образовательное учреждение Омской области Среднего профессионального образования «Омский педагогический колледж № 4»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бондаренко Наталья Михайловна
Специальность 050705 – Специальное дошкольное образование Курс VI, группа 601 СД Форма обучения: заочная
Научный руководитель: Андриевич Марина Анатольевна
Омск – 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Задержка психический развитие память дидактический Введение Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр Психолого-педагогические аспекты изучения памяти 1.1.2. Нейрофизиологические аспекты изучения памяти 1.1.3. Виды памяти, процессы памяти Развитие памяти у детей с нормальным психическим развитием 1.2.Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 1.3. Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти Выводы Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 2.2. Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Выводы Заключение Список литературы Приложения Введение
По данным МОРФ (1999), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. (С. Г. Шевченко, 1999). Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Целенаправленное овладение знаниями предполагает определенный уровень развития произвольной памяти. Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи: Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР: уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п. Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении. В педагогической практике ощущается недостаток сведений о том, какие методические приемы нужно использовать для развития произвольной памяти у детей с ЗПР. При необходимости планомерной работы по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР недостаточно разработаны методический приемы, педагогические условия работы в данном направлении. Возникает проблема, какие педагогические условия организации дидактической игры, будут способствовать развитию произвольной зрительной и слуховой памяти, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Цель работы – подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс развития произвольной памяти у детей с ЗПР. Предмет исследования – дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР. Для решения поставленной цели была выдвинута гипотеза – дидактические игры способствуют развитию произвольной зрительной, слуховой памяти у детей с ЗПР, при соблюдении следующих условий: 1. если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка) 2. если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти. Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; - изучить уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР; - подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР. Для реализации поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы. Теоретические: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем. Практические: 1. Педагогический эксперимент. Опытно-исследовательская работа проводилась на базе специального ДОУ №278 октябрьского административного округа г. Омска, в 4 группе. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |