Организация педагогического эксперимента по развитию внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор
Для подтверждения или опровержения полученных выводов в теоретическом анализе литературы и выдвинутой гепотизы, что уровень внимания и успеваемость у старших школьников будет выше, если в процессе изучения темы графический редактор строить урок по модульному принципу, необходимо провести педагогический эксперимент. Прежде чем приступить к исследованию развития внимания в процессе изучения темы графический редактор необходимо разработать программу педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился в МОУ средней школы № 12, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие старшие школьники, ученики 9-го класса, в количестве 17 человек. Выбранный нами класс обучался по учебнику Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии". Девятый класс для проведения педагогического эксперимента был выбран не случайно, так как старшие школьники овладевают необходимыми навыками работы с графическим редактором и выполняют различные задания по теме, предложенной учителем информатики. Опытно-эксперементальная работа проводилась с полного согласия старших школьников. Педагогический эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. Цель исследования: определить методы и возможности развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор. Задачи исследования: 1) провести диагностические мероприятия с целью выявления уровня внимания у старших школьников (констатирующий этап) 2) разработать методическую систему занятий по развитию внимания у старших школьников (формирующий этап) 3) дать оценку эффективности предложенной методики посредством педагогического эксперимента. На констатирующем этапе проводились диагностические мероприятия по определению уровня внимания, где критерием выступили концентрация, устойчивость и переключение внимания. С целью исследования уровня внимания старших школьников в исследуемом классе был использован комплекс методик Р.С. Немова [47], при помощи которых "оцениваются хотя и индивидуально устойчивые, но вместе с тем и компенсируемые свойства внимания". В основе методического материала выбран бланк Б.Бурдона [38], который, по мнению автора, являются универсальным средством, для изучения уровня внимания детей разных возрастов (Приложение А). Для определения концентрации и устойчивости внимания испытуемым предлагался бланк с набором напечатанных в строчку букв. Данный тест мы немного усложнили. Старшеклассникам предлагалось в строках с красным шрифтом зачеркивать буквы следующим образом: Т – чертой по горизонтали, К – обводить в кружок, Л – крестиком, О – обводить в квадрат. В строках с черным шрифтом – Т – обводить в кружок, К – обводить в квадрат, Л – чертой по горизонтали, О – крестиком. В течении пяти минут испытуемый должен просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них. В результате экспериментатор получает ряд количественных данных: количество просмотренных знаков, количество пропущенных знаков, количество неправильно зачеркнутых знаков. Эти данные, по сути, характеризуют меру производительности и точности работы обследуемого, а именно концентрации и устойчивости внимания. На основе полученных данных выводилась обобщенная оценка его работы. Результаты исследования (Приложение Б) показали, что 58,8% старшеклассников (10 ребят) показали низкий результат, коэффициент – менее 0,4, что говорит об очень низкой концентрации внимания; 47,1% (8 из общего количества) – коэффициент менее 8, что так же свидетельствует о низкой продуктивности и устойчивости внимания. Переключение внимания у старшеклассников так же низкое, так 47,1% (8 учащихся) получили коэффициент – менее 0,5. Средние коэффициенты критериев внимания у испытуемых следующие: концентрация внимания – 0,39; устойчивость и продуктивность – 8,08; переключение внимания – 0,47. Интерпретация результатов представлена в динамике на Рисунке 1. Из Рисунка 1 видно, что концентрация и устойчивость внимания у старшеклассников по показателям различна. Так, отсутствие у учащихся показателей высокого уровня концентрации не влияет на устойчивость внимания. Показатели среднего уровня концентрации внимания больше у учащихся, чем устойчивость внимания и то же самое с низким уровнем. Отсюда можно сделать вывод, что концентрация внимания никак не зависит от устойчивости внимания.
Рисунок 1 – Концентрация и устойчивость внимания испытуемых до эксперимента (данные даны количества учащихся в %.)
При диагностике переключения внимания испытуемые должны были зачеркивать разные буквы (красные или черные), в четной или не четной строке. Результаты переключения внимания (Приложение Б) были аналогичны предыдущим, низкие. Высокий уровень внимания выявлен только у одного учащегося (5,8 %), средний у 6 учащихся (35,3%) и низкий у 10 (58,9%) учащихся. Все эти показатели говорят о низком развитии внимания в классе. Средний коэффициент уровня внимания менее 4 и составил 3,0. Все эти показатели говорят о низком уровне внимания старшеклассников. Отсюда вывод, необходимо применение таких методик преподавания, которые будут развивать внимание учащихся. Показатели переключения и уровня внимания в динамике представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Переключение и уровень внимания до эксперимента (данные даны количества учащихся в %)
Таким образом по проведенному констатирующему эксперименту можно сделать вывод, что при обучении по одному учебнику внимание учащихся развивается слабо, поэтому комплекс занятий для развития внимания необходимо разрабатывать с помощь дополнительных учебных пособий. Из общих представлений о функциональной роли внимания и его связи с деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у учащихся внимательных. Экспериментально показано, что высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения и повышает интерес к предмету. Большинство неуспевающих старших школьников отличаются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания. Доминирующим свойством внимания неуспевающих учеников является устойчивость, у успевающих основную роль играет распределение внимания. [45]. Одна из серьезнейших трудностей, с которыми сталкивается учитель, работающий в системе развивающего обучения, состоит в формировании у учащихся практических умений и навыков. Основная проблема в данном случае состоит не столько в том, что на формирование этих навыков отводится мало времени, сколько в мотивационном разрыве между собственно поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки. С увлечением исследуя предложенный учителем объект, ученики нередко утрачивают всякий интерес тогда, когда найденные способы действия необходимо применять к решению частных типовых задач. По-видимому, это является прямым следствием того, что теория развивающего обучения не раскрывает связи между этими двумя этапами учебной деятельности [9]. В нашем исследовании попробуем так же установить связь свойств внимания и успеваемости учащихся. Для этого по журналу выбрали отличников, хорошистов, посредственных и неуспевающих учеников (Приложение В). Отличников оказалось 2, 5 учеников которые учатся хорошо, 7 старшеклассников учатся посредственно и неуспевающих ученика – 3. Результаты анализа взаимосвязи уровня развития внимания и успеваемости проведен по усредненному уровню внимания учащихся и представлены в динамике на Рисунке 3.
Рисунок 3 – Взаимосвязь уровня внимания и успеваемости старшеклассников
Сравнительный анализ свойств внимания и характера их взаимосвязи у учащихся обнаружил, что степень интеграции основных свойств внимания у неуспевающих ниже, чем у отлично успевающих учащихся. Это говорит о том, что значительной части учащихся не интересно на уроках информатики. Таким образом, напрашивается вывод, если развивать внимание старшеклассников, то и успеваемость и интерес к предмету у старших школьников будет выше. Следующим этапом исследовательской работы стали формирующий и контрольный этапы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |