Организация мониторинга природной среды в Российской Федерации
В нашей стране обсуждение системы мониторинга природной среды активизировалось перед Первым межправительственным совещанием по мониторингу, созванным по инициативе ООН в Найроби (Кения, 1974 г.)[25]. Необходимо отметить, что систематические наблюдения за изменениями в биосфере, вызванными хозяйственной деятельностью человека, осуществлялись и ранее. В частности, начиная с 1972 г. функционирует Общегосударственная система наблюдений и контроля за загрязнением внешней среды (ОГСНК) [12]. Эту работу проводят ряд министерств и ведомств, например, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), обладающая наиболее солидной базой. Накопленный опыт позволил в короткие сроки приступить к получению всесторонней информации об антропогенных изменениях в окружающей среде и ее использованию в природоохранной деятельности. Вместе с тем, уже давно стало ясно, что проблема не исчерпывается только организацией наблюдений за загрязнением окружающей среды. С целью радикального повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния среды обитания, обеспечению экологической безопасности 24 ноября 1993 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» (ЕГСЭМ) [48]. Организация работ по созданию ЕГСЭМ предусматривает: а) вовлечение в сферу наблюдений новых видов типов загрязнителей и их влияния на окружающую среду; б) увеличение числа задач, решаемых при оценке и прогнозе ее состояния; в) расширение географии экологического мониторинга за счет новых территорий и источников загрязнений. В ЕГСЭМ применяется территориально-ведомственный принцип построения системы и предусматривается максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга биосферы, антропогенных воздействий, состояния биоты и экосистем, среды обитания человека и животных. Организация системы мониторинга в России характеризуется тем, что ведомства и государственные органы, исходя из своих специфических нужд, создают и обеспечивают функционирование собственной системы наблюдений и контроля. Именно по этой причине одна из основных задач ЕГСЭМ заключается в объединении усилий и возможностей всех форм мониторинга и создании единой системы в нашей стране. Главными задачами ЕГСЭМ являются: -разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; -организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга; -обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России; -сбор и обработка данных наблюдений; -организация хранения данных наблюдений, создание специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России и в отдельных ее районах; -гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами; -оценка и прогноз состояния объектов окружающей среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния среды обитания человека; -организация и проведение оперативного контроля прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природной среде ущерба; -обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации; -обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности; -разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга. Из представленных выше задач видно, что ЕГСЭМ предусматривает создание двух взаимосвязанных блоков: 1) Мониторинг загрязнения экосистем. 2) Мониторинг экологических последствий таких загрязнений. Кроме того, она должна обеспечить получение информации об исходном (базовом) состоянии биосферы, а также выявление антропогенных изменений на фоне естественной природной изменчивости. С целью получения достоверных и сопоставимых данных о состоянии природной среды в рамках ЕГСЭМ создана система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры. СОКД решает следующие задачи: а) обеспечение функционирования единой системы внешнего контроля качества аналитических работ; б) координация работ по сертификации и аттестации звеньев мониторинга; в) научно-методическое и организационное руководство системой; г) обеспечения качества данных на территориальном уровне; д) метрологическое обеспечение средств измерения в сети ЕГСЭМ. В соответствии с административным делением РФ создаются как территориальные подсистемы ЕГСЭМ, так и при необходимости отдельные подсистемы экологического мониторинга в городах и районах. В ЕГСЭМ осуществляется также методологическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных подсистем. В основе информационного сопряжения ЕГСЭМ лежит сеть информационно-аналитических центров (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранению и обработке информации, обеспечивающей решение поставленных задач. Объединение территориальных подсистем ЕГСЭМ осуществляется: 1) при необходимости наблюдений за объектами, границы которых выходят за пределы административных территорий (реки, лесные массив крупные озера и т. д.); 2) при решении проблем управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности, касающихся одновременно нескольких административных территорий; 3) при создании центров аналитического контроля, использующих сложное и дорогостоящее оборудование для проведения анализов; 4) при объединении сложившихся территориальных структур различных ведомств (Росгидромет, Роскомнедра и т. д.). Наряду с территориальными, ЕГСЭМ включает в себя и тематические подсистемы экологического мониторинга. Каждая тематическая подсистема состоит из одной или нескольких ведомственных специализированных систем, которые обеспечивают наблюдение и контроль: а) экологического состояния объектов окружающей среды; б) экологически безопасного для людей состояния среды обитания; в) состояния и качества природных ресурсов; г) состояния источников антропогенного воздействия на окружающую среду. Общее руководство при проведении работ по созданию ЕГСЭМ и координации деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга возложены на Главное управление природных ресурсов Российской Федерации. В системе Росгидромета в 1993г. действовали 150 химических лабораторий, 41 кустовая лаборатория для анализа проб воздуха в 89 городах с безлабораторным контролем[33]. Мониторинг состояния природных ресурсов включает системы наблюдений за атмосферным воздухом, водными, земельным, минерально-сырьевыми, биологическими ресурсами. Осуществляется единая государственная система экологического мониторинга природных ресурсов. Атмосферный воздух, к сожалению, как природный ресурс практически не учитывается и контроль за содержанием компонентов (кроме С02) практически не ведется, или проводится периодически. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов, за исключением подземных, и наблюдение за режимом проводятся в сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов по единой в стране системе, что обеспечивает на объектах, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляется учет использования вод. Организации Комитета РФ по геологии и использованию недр осуществляют учет подземных вод, в том числе и эксплуатационных запасов. Контролю подлежит объем отбираемых питьевых и технических вод и распределение этого отбора по видам пользования.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |