Значение кружковой работы в воспитательном процессе
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Так, еще К.Д. Ушинский говорил: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком: теоретически или практически». Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: 1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающиеся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений. 2.Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную позицию школьника в воспитательном процессе. 3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостности личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение. 4.Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания. 5.Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству. 6.Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как сугубо дисциплинированному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. В связи с вышесказанным становится очевидным актуальность использования в воспитательной работе такой формы как кружок, поскольку он позволяет в полной мере реализовать данные принципы. Кружок, по определению Ожегова СИ., – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключается в организации кружков, секций и клубов различных направлений. Кружковая работа осуществляется в процессе внеучебной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования Выделяют кружки: предметные, художественно – эстетические, технические, натуралистические. Формы воспитания в кружковой работе соответствуют методике дополнительного образования. Форма организации воспитания – очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как складываются эти отношения, какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы. Так, кружковая работа предполагает определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожелания детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных о индивидуальных особенностей. В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм кружковой работы в зависимости от того, как организованы его члены: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы: 1)фронтальная, или массовая, работа; 2)групповая, 3)индивидуальная работа. Это наиболее распространенная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их обучения. Авторский подход Е.В. Титовой определяет форму как внешнее выражение, какого либо содержания. Форма – это структура, система организации чего-либо. В данном случае, если говорить о кружковой работе, то следует отметить, что основными типами ее форм являются воспитательные мероприятия, воспитательные дела, игры. Типы форм воспитательной работы различают между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям. По мере становления временного детского коллектива происходит переход из одного типа в другой «по лесенке»: мероприятия – игры – дела, и с точки зрения воспитательных возможностей являются показателями роста детского коллектива и его воспитательного потенциала. Вариации форм: по времени подготовки – экспромт, предварительная подготовка; по способу организации – коллектив, группа, один человек; по характеру включения в деятельность – обязательный, добровольный; взаимодействие коллектива с другими коллективами и людьми – «открытое», «закрытое». Во всех типах форм выделяются две группы: -формы, имеющие постоянный набор конструктивных элементов, задающих методический рисунок названию формы. Например, кружковые занятия проводятся каждый раз в один и тот же день и время, по продолжительности занимают не более 1 часа, в одной аудитории. -формы, которые не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов; формы свободного творчества и формы с организационно-содержательной идеей. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи. Что касается методов кружковой работы, то используются все три группы: 1.Методы формирования сознания личности. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта 3.Методы стимулирования поведения и деятельности. Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как: •рассказ на этическую тему, который используется преимущественно •разъяснение – метод эмоционально – словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. •этическая беседа – метод систематического и последовательного Из второй группы методов широко используются: 1)упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. 2)Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Практически не используется метод «требование». Из методов стимулирования применяются такие методы как: 1) поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, благодарность. 2) соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, является своеобразным, как отмечал А.С. Макаренко, «инструментом прикосновения к личности» и на определенном этапе воспитательного процесса может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |