Результаты исследования
В ходе исследовательской работы, используя проективный рисуночную методику «Школа зверей» с целью изучения социально-психологического климата в классе, школьной мотивации и групповой идентичности, выявлены следующие результаты. Из 22 учеников учебную мотивацию посещения школы можно наблюдать только в рисунках 6 учеников, коммуникативная мотивация – 6 учеников, игровая мотивация – 8 учеников, неопределенная мотивация– 2 ученика. Социально-психологический климат в классе, судя по всему, оставляет желать лучшего. Благоприятный климат можно отметить у 5 детей, неблагоприятный климат у 17 детей. Относительно сформированная групповая идентичность прослеживается в рисунках 6 учеников, несформирована в рисунках 16 учеников. На 8 рисунках изображены змеи, что толкуем как негативное или амбивалентное отношение к данным персонажам. Агрессию наблюдаем на 10 рисунках. На 12 рисунках изображены одноклассники в виде различных насекомых, мышей, маленьких птичек это можно интерпретировать как малую значимости этих персонажей. 11 пятиклассников не изобразили себя на рисунках, что свидетельствует о трудности в сфере групповой идентичности. Эти дети не «видят» себя в своем классе и со своими одноклассниками. Результаты обработки рисунков «Школа зверей» представлены в таблице № Таблица. Результаты обработки проективных рисунков
Метод незаконченных предложений позволил проанализировать эмоциональное отношение учеников к основным компонентам образовательной среды. В диагностике участвовало 23 пятиклассника. При обработке результатов оценивается, прежде всего, «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. В первом предложении «Мне кажется, что наш класс…», отличный ответил 1 человек, нормальный – 8, негативно отозвались о классе – 14 человек. Во втором предложении «Меня радует, когда мы, одноклассники…», все ответили позитивно или нейтрально, например – гуляем, не ругаемся, не балуемся. Из третьего предложения, очевидно, что почти всех детей (20 человек) раздражает плохое поведение: дерутся, обижают, обзываются, толкаются и т. п. Остальные 3 человека ответили нейтрально. По сравнению с другими наш класс спортивный – ответило 4 ученика, нормальный – 6 учеников, лучше всех – 7 учеников, плохой, ужасный – 6 учеников. Заканчивая пятое предложение «Мне бы очень хотелось, чтобы мои одноклассники…», все без исключения написали позитивные отсветы: были нормальными, уважали друг друга, стали добрее, были воспитанными, дружными, добрыми, хорошо ко мне относились, хорошо учились, не ссорились, помогали друг другу. Дополняя шестое предложение «Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…» школьники ответили эмоционально-благополучно – 7 человек, нейтрально – 10 человек, эмоционально-неблагополучно – 6 человек. «Я мечтаю, чтобы наш класс был лучше, умней, дружней, веселей, хорошо учился» - ответили все. В восьмом и девятом предложениях ответы не однозначные. «Большинство девочек в нашем классе пинаются, глупые, жалуются, меня раздражают, злые, плохие» - ответило … мальчика. Хорошие, умные, лучше мальчиков – ответило 4 мальчика. «Большинство девочек в нашем классе умные, красивые, нормальные, очень хорошие» - ответили все девочки. «Большинство мальчиков в нашем классе дерутся, двоечники, слабые, не очень хорошие, хулиганы, плохие» ответило 18 мальчиков. «Большинство мальчиков в нашем классе умные, угорают, нормальные, сильные и смелые» - ответило 5 мальчиков «Большинство мальчиков в нашем классе плохие, отсталые, невоспитанные, ведут себя плохо, толкаются, обзываются, дерутся.» - ответили все девочки. В десятом предложении «Наверное, учителя, работающие с нашим классом …» ответы были следующие: хорошие – 2 человека, плохие нервы – 1 человек, мне не подходят – 1 человек, остальные 19 человек ответили, что учителям очень тяжело, они разочарованны, устают, злятся, ругаются, пишут докладные. К «эмоционально-благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы учеников 5г класса указывают на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций. Эмоциональный фона 5г класса можно рассматривать как «эмоционально неблагополучный». Результаты социометричесой методики выглядят следующим образом: 3,4 – 3 – лидер; 2,9 – 2,5 – предпочитаемые; 2,4 – 2 – принятые; 1,9 – 1 – изолированные. В нашем случае результаты представлены в таблице №
Таблица Результаты социометрического исследования
Работа по интерпретации результатов социометрии начинается с построения групповой социограммы. Социограмма-мишень отображает место каждого ученика в классе в зависимости от полученных им предпочтений, для графического выражения которого используется система концентрических окружностей, то есть, по сути, она позволяет наглядно увидеть особенности социометрических статусов учащихся. (Рис. №)
Рис. Социограмма-мишень по результатам обследования 5 «г» класса
Уточнение места детей в социометрической структуре класса, делает более очевидным цели психологической помощи каждому конкретному ученику. Подведя итог результатов исследования, можно сделать вывод, что обследуемый 5 «г» класс является «трудным» так как: - Класс не является достаточно сплоченным, (результаты социометрии). - Преобладает игровая и коммуникативная школьная мотивация, (рисунок «Школа зверей»). - Пребывание в школе остается для учеников не комфортным, наибольшее эмоциональное напряжение характерно для сферы взаимодействия друг с другом и учителями (рисунок «Школа зверей», метод «Незаконченные предложения»).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |