Примеры уроков литературы с использованием опорных схем
Урок 1. «Проблема образованности в произведении Н.С. Лескова «Левша» Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения. I. После прочтения произведения Н.С. Лескова «Левша» вспоминаем, какое действие происходит в этом произведении. – Император хочет превысить мастерство англичан. II, III. Каким образом он хочет этого добиться? – привлечь Левшу, чтобы он что-нибудь сделал с блохой. IV. Что же произошло? Что сделал Левша? – подковал блоху. V. А что не устраивало в подкованной блохе? – блоха перестала танцевать. VI. Давайте подумаем, что необходимо сделать, чтобы подкованная блоха танцевала? – учащиеся предлагают решение. VII. У Левши есть золотые руки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичане получить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся, почему? – учащиеся отвечают. – Посмотрите, пожалуйста, на схему, нарисованную на доске:
– Давайте представим, что Левша остаётся в Англии, что для него хорошо, а что плохо? (хорошо – приобретает знания, плохо – теряет Родину, родителей) – А что с ним стало, когда он вернулся в Россию? (хорошо – приобретает Родину, родителей, плохо – умирает никому ненужный, не получает образования.) – А теперь подумайте и скажите, какая задача встаёт перед нами? – Жить в России и учиться в Англии. – А ещё лучше? – Жить и учиться в России. К доске выходят 5 человек написать своё решение, повторяющееся вычёркиваем. Урок 2. «Проблема человеческих взаимоотношений в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения. Ход урока. Назовите, пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в произведении. Подумайте, без кого из главных героев не произошло бы главное действие, и не было бы рассказа? – Без мальчика. Делаем вывод: мальчик – главный герой рассказа. 2. Скажите, что происходит с нашим героем в этом произведении? – Он уезжает из родной деревни учиться в районный центр. Это является главным действием в рассказе. А теперь найдите в тексте отрывки, которые характеризуют жизнь мальчика до отъезда в район и жизнь на новом месте. 3. Скажите, с кем общается мальчик?
4. А теперь посмотрите, с кем у мальчика хорошие отношения, а с кем нет, и найдите этому подтверждение в тексте. Мать – хорошее; деревенские жители – хорошее; т. Надя с детьми – плохое; учительница – он чувствовал себя неловко, у него внутренний конфликт; деревенские пацаны – плохое; директор – прямого контакта не происходит, мальчик боится его. 5,6. Подумайте и скажите, с кем из этих людей мальчик общался больше всего? – С учительницей. 7. Если посмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из них мальчик живёт дружно, а с кем нет.
Вывод – у мальчика с т. Надей, районными пацанами, учительницей, директором происходит конфликт. А теперь определим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местах мальчик общается с этими людьми? деревнярайонный центр. школадом т. Надидом учительницыулица + + + + Вывод – конфликт происходит постоянно, как только мальчик уезжает из родной деревни. 8. Когда происходит конфликт? – Постоянно, в районном центре. 9. Почему происходит конфликт? Из-за чего? – Из-за самого мальчика. Почему? – Потому что голод. Найдите строки, подтверждающие это. Мальчик постоянно голодал. Не было бы голода, мать не отправила бы его в район, т. Надя не воровала бы продукты, он не стал бы играть в чику с пацанами, учительнице не пришлось бы искать способы накормить его, соответственно не стала бы играть с ним в пристенок, и её не уволили бы. Послушайте, я зачитаю вам отрывки, а вы сделайте вывод, какую черту характера можно выявить у мальчика? – гордость. На доске схема. Посмотрите на доску, что у нас получается.
10. Подумайте, что должна была сделать Лидия Михайловна, чтобы мальчик стал сытый и не потерял собственного достоинства? 11. Ученики находят решение этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |