Резервы увеличения объемов реализации продукции и улучшения финансовых результатов за счет оптимизации структуры производства продукции
12 РЕФЕРАТ
Объем дипломной работы: 94 страницы, 10 рисунков, 20 таблиц, 43 формулы, 66 источников, 44 приложения. ПРОДУКЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, АНАЛИЗ, ВЫРУЧКА, РЕЗЕРВЫ, ОПТИМИЗАЦИЯ, ПРИБЫЛЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Объектом исследования является КСУП «Мир». Цель работы: изучить организацию учета реализации готовой продукции;провести анализ выполнения плана реализации продукции; провести анализ финансовых результатов от реализации продукции; найти оптимальный объем производства, обеспечивающий получение максимальной прибыли при минимуме затрат. Представлена методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислять влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает мультипликативный эффект воздействия объема продаж на изменение величины прибыли. В процессе исследования разработана модель оптимизации для выбора более эффективного варианта производства и получения максимального объема прибыли по данным фактической информации. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________ СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………3 1. Сущность и содержание финансовых результатов…………………….…...…5 1.1. Понятие финансовых результатов и задачи анализа прибыли……………..5 1.2.Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………….…..6 2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции………………...11 2.1. Анализ динамики, структуры и выполнения плана по объему реализации продукции………………………………………………………......11 2.2. Факторный анализ объема реализации продукции ……………………….16 2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………....19 3. Резервы увеличения объемов реализации продукции и улучшения финансовых результатов……………………………………………………….…31 Заключение…………………………………………………………………………38 Список использованных источников……………………….…………………….41 ВВЕДЕНИЕ
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь представляет собой межотраслевое формирование по производству сельскохозяйственной продукции и доведению ее до потребителя. АПК это совокупность отраслей народного хозяйства, объединенных общими целями обеспечения населения продовольствием, промышленности сырьем, а также экспорта продовольствия и сырья, составляющих около 40% всего экономического потенциала республики. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономика АПК Республики Беларусь переходит на рыночные отношения, а также тем, что при современной трансформации экономических отношений в общественном производстве необходимо повышать эффективность деятельности для обеспечения устойчивого функционирования субъектов хозяйствования. В условиях рыночных отношений все большее внимание следует уделять изучению процесса реализации продукции, поскольку выручка от реализации продукции является важнейшим источником поступления собственных средств, необходимых для выполнения обязательств перед поставщиками, работниками предприятия, бюджетом, а также важнейшим источником формирования прибыли предприятия. Большую роль в поиске путей повышения эффективности функционирования субъектов предпринимательской деятельности, укрепления их рыночных позиций играет бухгалтерский учет и экономический анализ. От их состояния зависит информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, обоснованность прогнозов и бизнес-планов. Цель курсовой работы – на основании литературных источников, нормативных документов и данных конкретного хозяйства изучить сущность процесса реализации, его документального оформления, провести анализ выполнения плана реализации продукции и ее финансовых результатов, рассчитать резервы роста объема реализации продукции и, соответственно, прибыли от реализации продукции. Задачами являются: · определение сущности процесса реализации продукции в современных условиях; · апробация международного опыта анализа финансовых результатов; · разработка более оптимальной структуры производства продукции, позволяющей наиболее полно использовать ресурсный потенциал предприятия, способствующий увеличению прибыли; · определение основных направлений совершенствования учета и анализа процесса реализации на предприятиях АПК. В ходе написания дипломной работы использовалась следующая литература: российских и зарубежных авторов, периодические издания, нормативные материалы. Для написания данной работы были взяты за основу следующие учебные пособия: Савицкой Г.В. “Экономический анализ”, “Анализ хозяйственной деятельности”, Ковалева В.В. “Финансовый анализ” и “Финансовый менеджмент” под редакцией Стояновой. Преимущество работ состоит в том, что они дают наиболее полную характеристику финансовых коэффициентов, приведен логичный план, в соответствии с которым удобно проводить анализ финансовых результатов предприятия, хорошо теоретически изложены все его аспекты. В процессе написания курсовой работы также использовалась информация периодической печати. Главным источником информации стал «Вестник БГЭУ». Курсовая работа написана по данным коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Мир». 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1 Понятие финансовых результатов и задачи анализа прибыли Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д. Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия, после продажи продукции доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования [1, стр. 8]. Основными задачами анализа результатов деятельности являются : 1. Контроль за выполнением планов реализации продукции; 2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; 3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; 4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; 5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
1.2. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности предприятия Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса. Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики : Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Однако в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность благотворительная). Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая “очищена” от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п. С учетом рассмотренных основных характеристик её понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: “Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитала, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности”[3, стр. 82]. Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица),так и предприятия (юридические лица). Рассмотрим роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики (Рисунок 1.1)
Рис. 1.1 Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики. Теперь рассмотрим составляющие подробно: Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть гос. бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышение конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты различных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль появляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала (финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды[5, стр. 9]. Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, можно также упомянуть о следующих типах прибыли: 1. Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска . 2. Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию, создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в итоге приводит к естественному формиро-ванию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них. 3. Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности, в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания. Рост объема такой деятельности является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов, как государства, так и предпринимателей. Кроме того, эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, источником реального прироста чистого национального дохода. Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает. Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направле-ний деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблен-ными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании[6, стр. 56].
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 2.1. Общая экономическая характеристика предприятия
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» КСУП «Мир» решением Минского областного исполнительного комитета №326 от 14.07.2000г зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Уставный фонд заявлен в размере 1,95 млн.руб. Форма собственности коммунальная. По состоянию на 1 января 2006г. общая земельная площадь закрепленная за хозяйством составляет 5684га, в том числе сельскохозяйственных угодий 5215га. В состав КСУП «Мир» входят 4 молочно- товарные фермы, свиноферма, 3 полеводческий бригады, машинно-тракторный парк. Итак, хозяйственная деятельность КСУП «Мир» направлена на возделывание зерновых, картофеля, корнеплодов. Содержат и откармливают молодняк крупного рогатого скота и поросят. По механическому составу почвы, в основном, супесчаные и песчаные, подстилаемые песком. Производственные ресурсы составляют: пашня –3244 га. Согласно данным качественной оценки земель, средневзвешенный балл сельскохозяйственных угодий равен 28, пашни- 28.5. Средневзвешенная величина pH на пахотных угодьях –5,8. Средневзвешенная величина содержания гумуса равна 2,6%. Таблица 1. Землепользование КСУП «Мир» на 01.01.2006
Примечание. Источник: собственная разработка Таблица 2. Основные показатели специализации КСУП «Мир»
Г. |
Г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка, млн руб. | Удельный вес в выручке, % | Выручка, млн руб. | Удельный вес в выручке, % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАСТЕНИЕВОДСТВО | 442 | 18,72 | 221 | 13,39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч.: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зерно | 259 | 10,97 | 150 | 9,09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Картофель | 7 | 0,30 | 1 | 0,06 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Рапс | 29 | 1,23 | 4 | 0,24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
овощи откр. грунта | 131 | 5,55 | 54 | 3,27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
прочая продукция | 16 | 0,68 | 12 | 0,73 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖИВОТНОВОДСТВО | 1919 | 81,28 | 1430 | 86,61 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч.: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молоко | 1148 | 48,62 | 929 | 56,27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
КРС | 735 | 31,13 | 480 | 29,07 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Свиньи | 35 | 1,48 | 9 | 0,55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочая реализация | 1 | 0,04 | 12 | 0,73 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 2361 | 100,00 | 1651 | 100,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Собственные ресурсы труда: 264 человека среднесписочная численность работников, из них 246 заняты в сельскохозяйственном производстве.
Динамику показателей наличия и использования трудовых ресурсов можно изучить подробнее (Приложение А-Б)
Таблица 3. Динамика и структура прибыли КСУП «Мир»
Показатели | 2004 | 2005 | Отклонения | |
Прибыль (убыток), млн.р. | сумма | % | ||
Выручка от реализации продукции | 1803 | 2637 | 834 | 146,26 |
Затраты на реализацию | 1407 | 2172 | 765 | 154,37 |
Налоги и сборы из выручки | 163 | 267 | 104 | 163,80 |
Прибыль от реализации | 233 | 198 | -35 | 84,98 |
Результат от операционной деятельности | - | - | - | - |
Доходы от внереализационных операций | 430 | 560 | 130 | 130,23 |
В том числе по ценным бумагам: | - | - | - | - |
Расходы и убытки от внереализационных операций | - | - | - | - |
Прибыль | 663 | 758 | 95 | 114,33 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Динамика показателей за ряд лет показывает увеличение объемов производства, которое во многом происходило за счет увеличения урожайности и продуктивности животных.
В целом можно сказать, что в хозяйстве создан необходимый экономический потенциал, при использовании которого существует реальная возможность наращивания производства за счет расширения посевных площадей хозяйства, увеличения поголовья животных, роста продуктивности животных и урожайности культур.
2.2. Анализ динамики, структуры и выполнения плана по объему реализации продукции
Финансовые результаты предприятия во многом зависят от выполнения плана от реализации продукции.
Чем больше реализуется рентабельной продукции, тем больше будет прибыль и уровень рентабельности.
Именно поэтому очень важно проанализировать динамику объемов реализации продукции по каждому виду и в целом по предприятию.
В отличие от промышленных предприятий, сельскохозяйственные реализуют не всю полученную продукцию. Часть ее используется на производственные нужды: семена, фураж, сырье для переработки. От рационального использования продукции собственною производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой - рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования.
Анализ проводится на основе данных годовой отчетности «Баланс продукции» и плана предприятия путем сравнения фактических данных отчетного периода с плановыми и данными прошлых периодов по каждой статье прихода продукции (валовой сбор, прочие поступления) и расхода (реализация государству, па рынке, другим организациям, работникам хозяйства, расход на семена, фураж, подстилку, переработку, прочие расходы на собственные нужды, естественная убыль при хранении, гибель, порча и т.д.).
Особое внимание при анализе использования продукции нужно уделять обеспечению ее сохранности, недопущению ее потерь и порчи. Задача анализа - осуществлять систематический контроль за сохранностью сельскохозяйственной продукции, выявлять все факты бесхозяйственности. Это позволит выявить резервы увеличения объема реализации продукции и роста уровня товарности производства, что имеет важное значение в деле укрепления экономики предприятия.
В процессе последующего анализа изучаются динамика и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и в целом по хозяйству. С этой целью фактические данные об объеме продаж каждого вида продукции сравнивают с плановыми и данными прошлых лет и определяют абсолютные и относительные отклонения. Для обобщающей оценки выполнения плана реализации продукции в целом по хозяйству ее объем выражается в сопоставимых ценах:
Таблица 5. Динамика производства и реализации продукции КСУП «Ельск» в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации продукции, млн. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2001 | 1684 | 100,00 | 100,00 | 1496 | 100,00 | 100,00 |
2002 | 1706 | 101,31 | 101,31 | 1103 | 73,73 | 73,73 |
2003 | 2181 | 129,51 | 127,84 | 1049 | 70,12 | 95,10 |
2004 | 3109 | 184,62 | 142,55 | 1799 | 120,25 | 171,50 |
2005 | 3755 | 222,98 | 120,78 | 2631 | 175,87 | 146,25 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства вырос на 122,98 %, а объем реализации – на 75,87 %.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции рассчитаем по среднегеометрической:
(3)
где темп роста объема выпуска продукции;
темп роста объема продаж;
темп прироста.
Для большей наглядности динамика производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис.1.).
Рис1. Динамика производства и реализации продукции за период с 2000 по 2005 год
В процесс последующего анализа следует детально изучить динамику и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и факторы изменения его объема.
3.2. Факторный анализ объема реализации продукции
Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов (Рис 2).
Таблица 6. Анализ динамики объема реализации в КСУП «Ельск», тонн
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Темп прироста, % | ||||
план | факт | % вып плана | к 2002г. | к 2003г. | к 2004г. | ||||
Молоко | 1665 | 1839 | 2352 | 2980 | 2949 | 99,0 | 77,1 | 60,4 | 25,4 |
КРС | 188,2 | 237,3 | 281,3 | 290 | 337 | 116,2 | 79,1 | 42 | 19,8 |
Зерно | 133 | 365 | 852 | 900 | 1197 | 133,0 | 800 | 227,9 | 40,5 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из таблицы 6 следует, что установленный план по реализации продукции в 2005 году выполнен. Наблюдается тенденция увеличения объема реализованной продукции. Темп прироста объема реализации молока в 2005 году по отношению к показателю 2004 составил 125,4%, т.е. он увеличился на 25,4%. План реализации зерна в отчетном году перевыполнен на 33%
Рис.2. Модель факторного анализа объема реализации продукции
Факторами первого порядка являются изменение объема произведенной продукции (VВП) и изменение уровня товарности (УТ).
Таблица 7. Показатели выполнения плана уровня товарности в КСУП «Мир» за 2005 год
Вид продукции | Объем производства, т | Уровень товарности, % | Объем реализации, т | ||||
план | факт | план | факт | отклонение | план | факт | |
Зерно | 3733 | 3899 | 24,1 | 30,7 | +6,59 | 900 | 1197 |
КРС | 425 | 391 | 68,2 | 86,2 | +18 | 290 | 337 |
Молоко | 3210 | 3744 | 92,8 | 78,8 | -14,1 | 2980 | 2949 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Для расчета влияния данных факторов на изменение объема реализации продукции воспользуемся приемом абсолютных разниц.
Таблица 8. Расчет влияния факторов на изменение объема реализации продукции в КСУП «Мир»:
Показатели | Порядок расчета | Изменение объема продаж, ц |
Молоко | VРП (VВП) = (VВП ф - VВП пл )* УТпл = | +495,7 |
VРП (УТ) = VВПф*(УТф-УТпл) = | -526,7 | |
VРП (ОБЩ) = VРП ф - VРПпл = | -31 | |
Мясо | VРП (VВП) = (VВП ф - VВП пл )* УТпл = | -23,2 |
VРП (УТ) = VВПф*(УТф-УТпл) = | +70,2 | |
VРП (ОБЩ) = VРП ф - VРПпл = | +47 | |
Зерно | VРП (VВП) = (VВП ф - VВП пл )* УТпл = | +40 |
VРП (УТ) = VВПф*(УТф-УТпл) = | +257 | |
VРП (ОБЩ) = VРП ф - VРПпл = | 297 |
Примечание. Источник: собственная разработка
На основании полученных данных можно сделать следующий вывод: за 2005 год КСУП «Мир» фактически реализовал 1197 тонн зерна, что на 297 тонн выше запланированного объема продаж. Объем реализации зерна увеличился на 40 тонн за счет перевыполнения плана его производства. Рост уровня товарности вызвал увеличение объема продажи зерна на 257 тонн, или 21,5 %. В данном случае наибольшее влияние на увеличение объема продажи зерна в целом по хозяйству оказало увеличение объема производства.
Увеличение товарности - одна из основных, задач любого предприятия, однако, для сельскохозяйственных предприятий решение этой задачи должно осуществляться в неразрывной связи с учетом полного удовлетворения внутрихозяйственных потребностей предприятия. То есть, рост товарности не должен происходить за счет неполного удовлетворения этих потребностей. И наоборот, следует исключить снижение уровня товарности за счет нерационального использования продукции на производственные цели.
Проанализировав динамику и выполнение плана уровня товарности, следует провести анализ факторов, оказавших влияние на размер исследуемого показателя.
Следует отметить, что за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения уровня товарности. Это связано с тем, что темпы роста реализации продукции выше, чем темпы роста объемов производства. Таким образом, при дальнейшем анализе объемов реализации не следует изыскивать резервы увеличения объема производства продукции и роста уровня товарности.
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции
Результаты финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия во многом определяется объемами и качеством реализованной продукции.
Реализация готовой продукции является завершающей стадией процесса кругооборота средств, на которой готовый продукт превращается в деньги и происходит удовлетворение производственных потребностей и потребностей покупателей в тех или иных материальных благах. В процессе реализации хозяйству возмещаются в денежной форме средства, затраченные на производство и сбыт готовой продукции. При этом полученная выручка должна превышать сумму затрат на производство продукции и ее реализацию, то есть хозяйство должно работать рентабельно.
Основным показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства выступает сумма прибыли от реализации продукции. Прибыль зависит от размера выручки от продажи сельскохозяйственной продукции и затрат, связанных с производством и реализацией продукции. На прибыль предприятия существенное влияние оказывают цены реализации продукции, а также объем реализованной продукции.
Чем больше хозяйство реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты хозяйственной деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Проанализируем динамику прибыли от реализации продукции в целом по хозяйству и по отдельным культурам на основании имеющихся данных за три года. Разность между сопоставимыми выручкой и себестоимостью реализованной продукции представляет собой прибыль от продажи продукции в сопоставимом виде.
Таблица 9.Анализ динамики прибыли в целом по хозяйству КСУП «Мир» за 2003-2005 годы
Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005 | |
план | факт | |||
Прибыль, млн. руб. | 25,1 | 663 | 700 | 758 |
Абсолютное отклонение | ||||
к 2003 г. | - | 2641,4 | 2788,8 | 3019,9 |
к 2004 г. | - | 2641,4 | 105,6 | 114,3 |
Темп прироста к 2004 г. | - | 2541,4 | 5,6 | 14,3 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как следует из таблицы, КСУП «Мир» в течение трех рассмотренных лет получает прибыль и наблюдается тенденция ее роста. Основную прибыль предприятие получает от реализации продукции и услуг. Как видно из таблицы 11, в 2005 г. план по получению прибыли перевыполнен на 48 млн. руб. или на 32%.
Таблица10. Данные для факторного анализа выполнения плана прибыли от реализации за 2005 год
Показатели | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка от реализации продукции, млн руб. (В) | =2450 | 2554 | =2631 |
Затраты по реализации продукции, млн руб. (З) | =2300 | 2380 | =2433 |
Прибыль, млн руб. (П) | 150 | 174 | 198 |
Примечание. Источник: [2, с.268]
Прибыль от реализации продукции (П) в целом по хозяйству может измениться за счет следующих факторов: объема реализованной продукции (VРП), структуры реализованной продукции (Удi), изменения цен на продукцию (Цi), изменения полной себестоимости реализованной продукции (Сi).
(4)
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции ( ), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
; (5)
Таблица 11. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в КСУП «Мир»:
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, млн руб. | |||||||||||
VРП | Удi | Цi | Сi | |||||||||||
Пп | пл | пл | пл | пл | Вп
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |