Социально-культурная деятельность, исторические периоды ХХ – ХХ I века.
Введение. Социально-культурная деятельность это создание условий для реализации человеком или группой людей социальной активности в целях самореализации и развития личности через выявление и сохранение, создание культурных ценностей в сфере досуга через занятия различными видами творчества. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность культурно - досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». Объектом работы является социально- культурная деятельность. Предметом работы является социально - культурная деятельность, как дисциплина. Цель: знакомство с основными понятиями, а также историческими этапами возникновения и развития социально-культурной деятельности в России. Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить ряд промежуточных задач, таких как: · рассмотреть основные понятия · рассмотреть исторические изменения социально-культурной деятельности в ХХ -ХХI веке · рассмотреть опыт социально культурной-деятельности на примере конкретного учреждения.
Понятия. Основные понятия в настоящее время трактуются на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». 1.1 Культурные ценности: - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
1.2Творческая деятельность: создание культурных ценностей и их интерпретация.
1.3 Творческий работник: физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.
1.4 Основные виды культурной деятельности: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; -художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; -художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; -самодеятельное (любительское) художественное творчество; -музейное дело и коллекционирование; -книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; -телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; -эстетическое воспитание, художественное образование; - научные исследования культуры; - международные культурные обмены; - производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; - иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
1.5 Клубное учреждение: под Клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально - культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. К Клубным учреждениям относятся ныне действующие, а также реорганизуемые и вновь создаваемые клубные учреждения: - функционирующие по административно - территориальному признаку: сельские (поселковые, городские) клубы; сельские (центральные, зональные, районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) дома и дворцы культуры; центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно - спортивные, социально - культурные, культурно - досуговые комплексы и т.п.; - ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально - демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально - культурные центры и т.п.
Социально-культурная деятельность, исторические периоды ХХ – ХХ I века. 2.1 Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (до 1920года). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы. В период до 1920 года советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию. 2.2. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность. Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, "буржуазно-светского", фольклорного досуга сохранялись в обществе. 2.3. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган - Комитет по делам культурно-просветительных учреждений - и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название "политико-просветительная работа" не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин "культурно-просветительная работа" был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии. 2.4. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. - 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название "культурно-досуговая деятельность". Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. Одним из теоретических "предчувствий" перемен в методологии является изменение названия отрасли - вместо названия "культурно-просветительная работа" именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название "культурно-досуговая деятельность". 2.5. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова (авторы учебника по данной дисциплине) в 1994 году на государственном уровне сфера получила название "Социально-культурная деятельность". Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества. История социально-культурной деятельности, как самостоятельное исследовательско-образовательное направление, является достаточно молодой научной отраслью знаний. Формирование истории культурно-просветительной работы, как специализированной отрасли научных знаний, долгое время сдерживалось отсутствием общей научной теории культурно-просветительной работы. Лишь в 1990-х гг. стало возможным говорить о появлении научных основ общей теории социально-культурной деятельности, что безусловно, ознаменовало собой новый этап в осмыслении изучаемой сферы и способствовало выделению истории социально-культурной деятельности в отдельную отрасль знаний.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |