Резервы снижения себестоимости продукции
По результатам анализа деятельности ООО «Бичурский маслозавод» можно сделать вывод, что есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции и за счет экономии затрат по оплате труда. Рассчитаем резерв снижения себестоимости выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции. Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста и прироста, средний темп роста. При этом сравниваемый уровень называют отчетным, а уровень, с которым производится сравнения, - базисным. Абсолютный прирост ( ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он равен разности двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста:
= Yi - Yi-1 ( ) 2009/ 2008 = 3220,3 – 3104,0=116,3 ( ) 2010/ 2009 = 4016,8 - 3220,3=796,5 ( ) 2010/ 2008 =4016,8 - 3104,0 = 912,8
Показатели интенсивности изменения уровня ряда в зависимости от того, выражается ли он в виде коэффициента или в процентах, принято называть коэффициентом роста или темпом роста. Иными словами, коэффициент роста и темп роста представляет собой две формы выражения интенсивности изменения уровня. Однако необходимо отметить, что не нужно пользоваться одновременно двумя формами, которые по существу идентичны. Разница между ними заключается только в единице измерения. Коэффициент роста показывает, во сколько раз данный уровень ряда больше базисного уровня (если этот коэффициент больше единицы) или какую часть базисного уровня составляет уровень текущего периода за некоторый промежуток времени (если он меньше единицы).
Тр. = Yi / Yi-1* 100% Тр.2009/ 2008 = 3220,3 / 3104,0 * 100% = 103,8% Тр. 2010/ 2009 =4016,8 / 3220,3 * 100% = 124,7% Тр. 2010/ 2008 = 4016,8 / 3104,0 * 100% = 129,4%
Таким образом, объем товарной продукции в пересчете на молоко, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 3,8%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 24,7%, также 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 29,4% (см. табл. 21) Свободной обобщающей характеристикой интенсивности изменения уровней ряда динамики служит средний темп роста, показывающий, во сколько раз в среднем за единицу времени изменился уровень динамического роста. Необходимость исчисления среднего темпа роста возникает вследствие того, что темпы роста из года в год колеблются. Кроме того, средний темп роста часто следует определить в тех случаях, когда имеются данные об уровне в начале какого-либо периода и в конце его, а промежуточные данные отсутствуют. Средний темп роста может быть выражен формулой:
Тр.ср. = Yn / Yi = √103,8 / 124,7 =√12943,9 = 113,8
Таким образом, средний темп роста составляет 13,8%. (см. таблицу 7) Таблица 9. Динамика объема товарной продукции в пересчете на молоко
Рассмотрим состав и структуру затрат
Таблица 10. Состав и структура затрат
Вывод: В составе и структуре переменных затрат, наибольший удельный вес занимают материальные затраты, так в 2010 г. материальных затрат составляет 30507 тыс. руб., а в 2008г.- 7687 тыс. руб., а в составе и структуре постоянных затрат наибольший удельный вес занимают прочие затраты. Рассчитаем резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции. Себестоимость 1 т. продукции в пересчете на молоко = Затраты всей продукции / Объем производства пересчете на молоко = 46450,0 тыс. руб. / 4016,7 тыс. тонн = 11,6 тыс. руб. При увеличении объема производства продукции, возрастают только переменные затраты, сумма постоянных расходов, не изменяется. Рассчитаем, насколько увеличится сумма переменных затрат при увеличении объемов производства продукции по формуле: Перем. затраты = Пер.затраты 2010 / Объем производства пересчете на молоко * Объем производства пересчете на молоко = 38763,0 тыс. руб. / 4016,7 тыс. тонн * 4571,0 тыс. тонн = 44112,2 тыс. руб. Затраты всей продукции = Перем.. затраты + Пос. затраты = 44112,2 тыс. руб. + 7687,0 тыс. руб. = 517992,0 тыс. руб. Рассчитаем, насколько снизится себестоимость 1 т. продукции в пересчете на молоко по формуле: Себестоимость 1 т. продукции в пересчете на молоко = Затраты всей продукции / Объем производства пересчете на молоко = 517992,0 тыс. руб. / 4571,0тыс. тонн = 11,3 тыс. руб. Таким образом, в составе и структуре переменных затрат, наибольший удельный вес занимают материальные затраты, так в 2010 г. материальных затрат составляет 30507 тыс. руб., а в 2008г.- 7687 тыс. руб., а в составе и структуре постоянных затрат наибольший удельный вес занимают прочие затраты. При увеличении объема производства продукции, возрастают только переменные затраты, сумма постоянных расходов, не изменяется.
Заключение Предметом деятельности ООО "Бичурский маслозавод" является насыщение рынка потребительскими товарами и услугами, за счет производственно-хозяйственной и торгово-закупочной деятельности, с целью извлечения прибыли и удовлетворения общественных и частных интересов в продукции производственно-технического назначения. Для достижения своих целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: переработка молока, производство молочной продукции, торговля, коммерческая и посредническая, производство услуг и иные виды деятельности, прямо не запрещены законом. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. ООО "Бичурский маслозавод" производит качественную и полезную продукцию, такую как молоко 2,5%, молоко 3,5%, сметану 20%, сметану фасованную 0,5л., творог 5%, масло крестьянское и другие виды продукции. ООО "Бичурский маслозавод" является одним из крупнейших предприятий по переработке молока в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае. Выручка от реализации молочной продукции предприятия в 2008 г. увеличилась в 2 раза, в связи с расширением ассортимента молочной продукции, а так же в связи с повышением реализованных цен на продукцию. Так в 2010 г. выручка от реализации молока (2,5%) увеличилась на 55,5% по сравнению с 2008 г., творог (5%) на 17,6%; масло спред. на 91,6%; бифилюкс на 35,5%. Наибольший удельный вес в составе товарной продукции занимает сметана. Предприятие по результатам деятельности является прибыльным. Выручка от реализации с каждым годом увеличивается, в 2010 г. на 63,3 % по сравнению с 2008 г., из-за расширения ассортимента. Высшим органом ООО "Бичурский маслозавод" является Общее собрание участников. Участниками общества являются работники предприятия. С каждым годом происходит увеличение закупки молока от населения и сельскохозяйственных предприятий. Это связано с повышением спроса на продукцию, так в 2010 г. закупка молока увеличилась на 371203 кг. по сравнению с 2008 г. ООО "Бичурский маслозавод" сотрудничает с различными поставщиками сырья. Основными поставщиками для маслозавода являются сельскохозяйственные предприятия района: СПК "Покровский", СПК "Еланский", СПК "Калинина", ЗАО "Билютайское" , около 50% молока поступает от населения. Для этого организованы заготовительные пункты в 14 селах района (с. Окино-Ключи, с. Шибертуй, с. Малый-Куналей, с. Елань, с. Новосретенка, с. Шв.Фабрика, с. Алтачей и др.). Наибольшая норма расхода молока на 1 тонну приходится на масло крестьянское 21877 кг., а наименьшая норма расхода молока – на сметану восстановленную 691 кг. В целом по предприятию доля сухого молока в произведенной продукции составляет зимой 25 %, а летом не используют, т.к. достаточно цельного молока. Объем производства продукции с каждым годом увеличивается. Наибольший прирост в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил по маслу сливочному 16,8 % и нежирной продукции – 32,1 %. С каждым годом происходит увеличение объемов реализации товарной продукции, например, произошло увеличение реализации молока (2,5 %) в 2010 г. на 11 % по сравнению с 2008 г., сыра на 35 %, это связано с увеличением объемов производства, с повышением спроса на продукцию. Основными покупателями молочной продукции являются жители г. Улан-Удэ. Несмотря на то, что предприятие единственное в районе, конкурентная среда ООО "Бичурский маслозавод" широка. Основными из них являются предприятия: Улан-Удэнский молокозавод (ОАО "Молоко"), Мухоршибирский маслозавод, Онохойский масложиркомбинат, а также предприятия Иркутской области. ООО "Бичурский маслозавод" занимает 2-е место среди местных производителей. В целом по предприятию в 2010 г. наблюдается увеличение затрат на 49,9 % по сравнению с 2008 г. В 2010 г. наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты 65,7 % и затраты на оплату труда – 23,7 %. Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на 1 рубль валовой продукции. С каждым годом себестоимость молочной продукции увеличивается. Это связано с тем, что повышаются затраты на производство. Наибольший удельный вес в увеличение себестоимости молочной продукции занимает сметана (20%) 2008 г. по сравнению с 2006 произошло увеличение на 187%, затем творог ( 5%) на 16 % и т.д. По результатам анализа деятельности ООО "Бичурский маслозавод" можно сделать вывод, что есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции и за счет снижения затрат по оплате труда АУП.
Список использованной литературы
1. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2002.-№ 11.- С.34-37. 2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- и 2-е изд., испр., - М.: Дело и сервис, 2007г. 256с. 3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 4. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 367 с. 5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун; Под ред. В.И. Стражева. -4-е изд., испр. и доп., - Мн.: Высш.шк., 2004 г.-398с. 6. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Уч. пособие. М.:"Финансы и статистика", 2001, 222 с.Богатова Т.С. Снижение издержек и повышение качества. Возможно ли это? // Торговое оборудование в России № 2, 2002 г. 7. Борисенко А. Рынок продовольствия // Экономист 2001 №3, 8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с. 9. Бриль А.Р. Экономическая оценка эффективности в предпринимательской деятельности. - Санкт-Петербург, 2002 10. Вечканов Г.С. Микроэкономика: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2003г. - 367с. 11. Воронов А.А., Другашов Д.Н. Перспективы развития пищевой промышленности России в ХХ веке. // Экономика и управление № 5 2003г. - С. 22 – 25 12. Дейли Д.Л. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Д.Л. Дейли. - М.: Вильямс, 2004г. - 302с. 13. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия// Финансы 2006.- № 4.- С. 15-19.
[1]Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2002.-№ 11.- С.34-37.
[2] Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- и 2-е изд., испр., - М.: Дело и сервис, 2007г. 256с.
[3] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
[4] Анализ финансовой отчетности: Учебник/ Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 367 с.
[5] Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун; Под ред. В.И. Стражева. -4-е изд., испр. и доп., - Мн.: Высш.шк., 2004 г.-398с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |