Мышление – высшая форма познавательной деятельности
1). Мышление – это психический познавательный процесс, высшая форма отражения, тесно связанная с чувственным познанием, речью, опосредованно опытом человека и носит социальный характер. Познание внешнего мира осуществляется благодаря различным формам отражения. Познание начинается с ощущения и восприятия, на основе которых у человека в сознании складывается чувственная картина мира, информация о свойствах и качествах предметов, которые доступны чувственному познанию. Вместе с тем, человек имеет более глубокие знания об окружающей действительности, ему известны различные причинно-следственные связи, взаимоотношения, которые непосредственно он отражать не может, но такие знания становятся возможны благодаря мышлению. Связь мышления с чувственным познанием проявляется в двух аспектах: а) Благодаря чувственному познанию человек отражает окружающий мир и познает его непосредственно, то есть, то, что доступно органам чувств. Благодаря мышлению на основе этих данных человек выходит за пределы чувственного познания и такое отражение в противоположность непосредственному, называется опосредованным. Таким образом, опосредованное отражение позволяет, опираясь на данные чувственного познания, выходить за его пределы, за пределы непосредственного, устанавливая взаимозависимости и отношения. Опосредованный характер отражения – одна из основных характеристик мышления. б) Ощущение и восприятие позволяют отражать единичные предметы или их свойства. Благодаря мышлению эти отдельные предметы могут обобщаться. Это обобщение возможно благодаря слову. Количество предметов благодаря этой особенности увеличивается в нашем сознании. Количество предметов больше, чем слов, так как значение слова – отражение обобщенной окружающей действительности. Таким образом, опираясь на чувственные единичные представления, человек может их обобщать благодаря мышлению. 2). Мышление человека вытекает из чувственного познания, но тесно связано с практикой. Точнее в психологии принято говорить не мышление, а мыслительная деятельность. По Леонтьеву внутренняя психическая деятельность возникает из внешней практической деятельности. Связь мышления с практикой многогранна: практическая деятельность является источником, опорой и критерием мыслительной деятельности. Достоверным познание становится тогда, когда оно подтверждено практикой. Если какая-то гипотеза не подтверждается на практике, то она отвергается. Таким образом, мышление как процесс, связано с практической деятельностью, которая по отношению к мыслительной деятельности выступает как ее источник, опора и критерий. 3). Проблема мышления и речи в психологии решается неоднозначно. Одни психологи считают, что речь и мышление - разные процессы, и между собой никак не связанны, другие отождествляют мышление и речь. Л.С. Выготский считал, что мышление и речь - это различные процессы, но они взаимосвязаны. Связь мышления и речи многогранна: а) Слово является орудием мышления, так как только благодаря слову возможно обобщение отдельных конкретных предметов. Каждое слово имеет определенное значение; б) Благодаря слову фиксируются результаты мышления. Каждое последующее поколение, опираясь на открытия предыдущих, создает и открывает новое, становясь более развитым; в) Благодаря речи происходит фиксирование мысли человека: решая проблему, можно возвратиться к предыдущим этапам благодаря слову; г) Речь бывает внешней и внутренней. Но для мышления более значима внутренняя речь. Она свернутая, сокращенная. Это сокращение происходит за счет того, что в мыслях больше сказуемых, чем существительных. Это предикативность речи – выпадение подлежащих в речи и оставление сказуемых. Такая речь несет большую смысловую нагрузку. В отечественной психологии психофизиолог Соколов подтверждал гипотезу о том, что человек мыслит с помощью слова и без слов мышление невозможно. Одна и та же мысль может быть выражена разными словами. 4). Мышление есть и у животных и у человека. Но у человека оно носит социальный характер. Мышление обуславливается общественно-историческими явлениями, и может происходить не только с помощью речи, а также с помощью других общественных знаков. Уровень развития мышления определяется уровнем знаний; социальным условием процесса усвоения знаний является обучение, которое имеет очень большое значение для развития мышления. 5). Мышление не является изолированным процессом, а находится во взаимосвязи с другими психическими сторонами личности. Мышление – самостоятельный процесс, но он связан со всеми другими психическими процессами. Потребности и мотивы личности оказывают большое влияние на мышление. Если есть потребность, то человек мыслит по этому поводу. Мыслит человек о том, что для него значимо, что ему интересно. Мышление связано с волей, так как в решении проблем, нужно преодолевать препятствия. Мышление связано и с эмоциями, оно зависит от них. Кроме этих характеристик мышления, можно выделить также: а) Абстрактность – способность отвлекаться от несущественного и выделять существенное; б) Мышление имеет проблемный характер, то есть когда существует потребность, но нет возможности ее удовлетворить, нужно найти оптимальный способ это сделать; в) Преобразование исходных данных и выдвижение различных предположений, гипотез и вариантов. Процессы мышления Мышление является предметом исследования не только психологии, но и логики, формальной логики и других наук. Опираясь на деятельностную теорию Леонтьева, рассматривается мыслительная деятельность. Основной единицей любой деятельности является действие, поэтому и мыслительная деятельность человека проявляется через систему последовательных действий. Но эти действия принято называть операциями, с помощью которых осуществляется весь процесс мыслительной деятельности. Выделяют следующие виды мыслительных операций: 1. Анализ – он является исходным (конструктивным) процессом. Анализ представляет собой мысленное разделение целого на части или выделение частей из целого. Анализ может быть различных форм: а) Полное расчленение целого на части; б) Вычленение единичного из целого. Анализ всегда должен осуществляться под определенным углом зрения, когда чаще всего задаются конкретным вопросом. Каждый предмет реальной действительности наделен бесконечным количеством свойств и качеств. Анализ будет точным тогда, когда будут выделять только те свойства и качества, которые необходимы в связи с данным направлением анализа. В процессе анализа и происходит вычерпывание все большего и большего количества признаков для более полного понимания какого-либо понятия. При анализе очень важно обратить внимание на то, какие признаки выделяются – существенные или не существенные. Анализ в процессе мыслительной деятельности может быть: 1) Практический – когда ребенок вычленяет какие-либо свойства, непосредственно действую и манипулируя этим предметом; 2) Конкретный – строится на основе конкретных образов, представлений; 3) Умственный – стоится только на основе слова и знаний человека, без опоры на конкретные образы и представления. Поэтому для диагностики уровня развития анализа надо осуществлять его по следующим признакам: ● общее количество признаков, выделенных в предмете; ● сколько из общего числа признаков существенны, а сколько - несущественны; ● как выделяются признаки: рядоположенно, или последовательно, в логической взаимосвязи. 2. Синтез – процесс, противоположный анализу – соединение отдельных частей и элементов в целое. В результате синтеза у человека складывается новое представление о целом. В синтезе самое главное – установить взаимосвязь отдельных элементов, чтобы правильно получить целое. Брушлинский рассматривая проблему мышления, отмечал, что анализ и синтез взаимосвязаны в решении тех или иных задач. Но при этом сначала происходит синтез, а затем анализ, после чего снова повторно осуществляется синтез. С1 – А – С2 . , где С1- нерасчлененное представление о чем-то, на уровне чувственного восприятия (синтез первичный); А – анализ; С2 – более полное представление, на основе анализа – это мыслительный синтез (вторичный). Синтез, как и анализ может быть: 1) Практическим; 2) Конкретным; 3) Умственным. Диагностика проходит по тем же характеристикам, что и анализ, но также важно то, какие признаки выделяются и как связываются (поверхностно или глубоко). 3. Абстракция («отвлечение»). В мышлении абстракция – это вычленение существенного и одновременное отвлечение от несущественного. Чтобы проводить абстракцию, необходимо сначала провести анализ и синтез. В исследованиях Кабановой-Меллер было выделено 2 вида абстракции: 1) Изолированная – имеет место тогда, когда вычленяется только существенное и не обращается внимание на признаки несущественного. Причем существенные признаки постоянны, неизменны, а несущественные могут варьировать, изменяться. Изолированная абстракция не дает глубоких, полных знаний. Нередки случаи, когда человек, изучающий казалось бы знакомый материал, воспринимает его как что-то неизвестное. 2) Расчлененная абстракция – наиболее эффективна при усвоении знаний, она заключается в том, что в этом процессе внимание обращается не только на существенные признаки, но и на несущественные. Чем больше таких признаков выделено, тем лучше, полнее происходит усвоение понятия. Поэтому, при диагностике этого процесса надо обращать внимание на: ● умение выделять существенное в предмете; ● выделение возможных вариантов несущественных признаков. 4. Сравнение – сопоставление ряда предметов по признакам сходства и различия. Сравнение – процесс очень сложный, часто используется как показатель уровня умственного развития. На основе сравнения у человека формируется такое качество ума, как остроумие – это способность человека увидеть сходства между почти различными предметами, или различия между сходными. Сравнение, как мыслительный процесс может быть разных видов: а) по различию; б) по сходству; в) по противопоставлению; г) генетическое – сравнение в процессе развития. Это процесс сравнения последующего этапа с предыдущим. Этот вид сравнения ввел Ж. Пиаже, в отечественной психологии – Л.С. Выготский. Диагностируя сравнение, необходимо отметить: ● количество признаков; ● существенные и несущественные признаки; ● с чего начиналось сравнение – со сходства, различий и т. д. 5. Обобщение – это объединение ряда предметов по существенным признакам: можно идти от частному к общему и от общего к частному. Общие признаки надо отличать от сходных. Обобщение может быть в различных вариантах: 1) Классификация; 2) Дифференциация; 3) Систематизация. Вывод: других процессов мышления у человека не существует. Все процессы взаимосвязаны, исходным, который определяет все другие процессы, является анализ. Каждый последующий процесс логически вытекает из предыдущего. Формы мышления
Формы мышления – это внешний результат мыслительной деятельности. Мышление, как категория познания исследуется не только в психологии, где она рассматривается, прежде всего, как познавательный процесс, но и логикой, математической логикой, где уделяется внимание формам мышление. К формам мышления относятся: 1. Понятие – это объединение ряда предметов по существенным признакам, выраженным в словах; то есть, понятие – это результат обобщения, а обобщение – результат анализа, синтеза, абстракции и сравнения. Понятие – это высшая форма отражения, основная форма мышления. Каждое понятие включает в себя существенные признаки ряда предметов. Оно может быть полным, или неполным в зависимости от того, какие признаки выделяются. Каждая научная дисциплина представляет собой систему понятий. Понятия могут быть: 1) общими и единичными; 2) конкретными и абстрактными; 3) эмпирическими и теоретическими. Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. Иногда то или иное понятие формируется у человека в довольно длительное время. О том, усвоил ли человек то или иное понятие, следует судить по следующим признакам: 1) Умение раскрыть и назвать все признаки, которые входят в понятие. Чем больше признаков, тем лучше усвоение; 2) Умение применять это понятие на практике. Практика является критерием не только на усвоения понятий в обучении, но и в науке: когда делается открытие какого-либо понятия, достоверным оно будет только когда подтверждается на практике. Пути формирования понятий: а) от конкретного к общему; б) от обобщенного к конкретного – типично для научного понятия, для открытия нового. Любое понятие фиксируется в слове, поэтому можно сказать, что каждое слово – это понятие. 2. Суждение – это связь между отдельными понятиями; она либо утверждает какое-либо суждение, либо его отрицает. Суждение, в зависимости от того, насколько логически верны установленные связи, может быть верным или неверным. Суждение всегда представляет собой цепочку, когда последующее суждение детерминируется предыдущим. Если понятие выражено в слове, то суждение – это мысль или фраза. Суждения образуются двумя основными способами: 1) Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) Опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие суждения. Например, «Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов». а) истинными; б) ложными; в) общими; г) частными; д) единичными. Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному. 3. Умозаключение – это образование нового суждения из ряда предыдущих. Предыдущие суждения, на основе которых строится умозаключение называются посылками. Умозаключение бывает: 1) Индуктивное – когда умозаключение идет от частного к общему; 2) Дедуктивное – наоборот, когда умозаключение идет от общего к частному. 3) Аналогия - такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |