Противоречие на макроуровне
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций Им.проф.М.А.Бонч-Бруевича Гуманитарный факультет Ю.Л.Старенченко ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧАСТЬ I ДИАГНОСТИКА И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Учебно-методическое пособие СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие 1. Психология творческих способностей 2. Методы активизации творческих способностей 3. Методики диагностики творческих способностей Заключение Литература ПРЕДИСЛОВИЕ В самом названии специальности “Связи с общественностью” социальная среда выделена в качестве основного поля деятельности СО-менеджера, что требует от последнего глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков. Определенные должностные обязанности, предполагающие знание и выполнение данным специалистом целого набора технологически разработанных действий, позволяют сделать вывод о наличии своеобразной технологической среды СО-деятельности. Кроме того, высококлассный СО-специалист – это всегда творческая личность, умеющая создавать и использовать в своей деятельности креативную среду, т.е. находить нестандартные решения, изобретать новые технологии и пр. Именно поэтому изложение учебного курса “Психология массовой коммуникации” открывает предлагаемое читателю учебно-методическое пособие, посвященное проблеме творческих способностей. В пособии достаточно кратко сформулированы условия создания креативной среды, рассмотрены составляющие творческого мышления и способы их активизации, представлены некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей. 1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями: 1. Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности). 2. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [9, 10]. 3. Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [5, 14, 17]: o умением увидеть и распознать творческую проблему (ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ); o умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (ГИБКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o способностью к множественной перегруппировке идей и связей (ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o способностью к анализу творческой проблемы как системы (КОНКРЕТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o способностью к синтезу творческой проблемы как системы (АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o чувством организационной стройности и идейной целостности (ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ); o неконформностью оценок и суждений даже под давлением (НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); o восприимчивостью ко всему новому и необычному (ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ); o конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ). 1. Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления. 2. Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22]. 3. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]: o оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения; o непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики. 6. В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [6, 14]: 7. появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения; 8. зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; 9. созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме; 10. логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности; 11. озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание; 12. экспериментальная проверка идеи. Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности. 2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям: А. Методы, направленные на организацию креативной среды [2, 9, 13]. К этой группе относятся: 1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы: 2. спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин); 3. экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных). Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени. 1. Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники [3, 15]: а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема; б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений; в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.); г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр. Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей. Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов: 1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач [1, 14]. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму. Алгоритм ТРИЗ ВНИМАНИЕ: записи ведутся простыми словами, применение терминов и стереотипов запрещено
Условия Задачи | Система для: (основная функция) | ОФ: | |||||||||
с помощью: (принцип действия) | ПД: | ||||||||||
состоит из: (состав системы) | СС: | ||||||||||
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект № 1: | НЭ1: | ||||||||||
НЭ1 можно удалить средством устранения: | СУ: | ||||||||||
СУ вызовет новый нежелательный эффект №2: | НЭ2: | ||||||||||
Вывод: | Логическое противоречие: | ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2 | |||||||||
Шаг 2: Постановка изобретательской задачи | Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2: СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат | Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ): | |||||||||
Шаг 3: Дополнительные Условия | Определение оперативной зоны конфликта (проблемы): | ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ: | |||||||||
Определение оперативного времени конфликта (проблемы): | ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон: | ||||||||||
Шаг 4: Противоречие на макроуровне | Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть: | СОЗ1: | |||||||||
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ: | СОЗ2: | ||||||||||
Шаг 5:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |