Из наследия римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи Цицерона, изложенные в работах "О государстве" и "О законах", где он попытался сформулировать механизмы усовершенствования Римского государства.
Согласно Цицерону:
٧ государство есть "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов";
٧ в основе их согласия лежат присущие человеческой природе качества - разум и справедливость, которые составляют естественное право, высший, истинный закон;
٧ истинный закон - это "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...";
٧ наилучшим является смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свободу народа).
Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения. Табл. № 3
Христианская политическая доктрина
В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Оно исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей.
Основы христианской политической доктрины, изложенные в работе мыслителя Средневековья Августина (354 - 430) "О граде Божьем":
Взгляды богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274):
٧ вся история человечества - это борьба между "градом Божьим" (его населяют праведники и ангелы, а высшим выражением является Церковь) и "градом земным" Орешники и дьяволы);
٧ светская власть, в свою очередь, должна следовать христианским заповедям и не угнетать народ; в противном случае свержение тирана является правомерным;
٧ единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели;
٧ возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, поскольку равносильно выступлению против Бога;
٧ взятие готами в 410 году священного города Рим произошло потому, что он превратился в "град дьявола".
٧ несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми;
٧ государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной.
Табл. № 4
Общая характеристика политических теорий
Нового времени
Общая характеристика политических теорий
Нового времени ( XVI – XIX веков):
٧ они отражали требования зарождавшейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений;
٧ были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;
٧ исходили из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);
٧ все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...