Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях
Птуха Николай Иванович, Курбанов Вадим Джумикулыч, Сорокин Константин Владимирович Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека. В деятельности органов внутренних дел, это особые условия, отличающиеся от обычных, специфическим подходом к решению профессиональных задач, мобилизацией внешних и внутренних резервов позволяющих действовать на пределе своих возможностей. В большинстве случаев, это выполнение задач, связанных с применением оружия при проведении операций по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников, ликвидации бандитских формирований, пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и т.д. Механизм выработки управленческого решения в экстремальных ситуациях заключается в установлении посредством мышления целесообразных действий, логическом планировании деятельности, выработке адекватной противоречиям ситуации и программы реагирования. Эффективность психологического обеспечения руководящего состава органов внутренних дел выражается в подготовленности руководителя к действиям в особых условиях, адекватной оценке своей роли в решении оперативно-служебных задач, возможности принятия управленческого решения и ответственности за его реализацию. Эффективность выработки управленческого решения, как известно из теории и практики, напрямую зависит от личных качеств руководителя, его теоретической и практической подготовленности, и состояния, в котором он находится в период оценки экстремальной ситуации. Оптимальным психологическим состоянием является соотношение внутренней личностной готовности к действиям с реальной возможностью их осуществления, что выражается в следующих проявлениях: - полном осмыслении происходящего и адекватной оценкой обстановки; - четком представлении плана действий и его реальной применимости к специфике сложившейся обстановки; - уверенности в успешности предпринимаемых действий; - уверенности в себе, коллегах, подчиненных, техническом оснащении и вооружении; - оптимальном уровне эмоционального напряжения; - полном самоконтроле и самоуправлении. Достижение оптимального психологического состояния, процесс требующий от руководителей серьезного подхода, настойчивости, терпения, творческого подхода к выработке определенных психологических личностных качеств, необходимых в условиях экстремальности. Говоря о системе психологического обеспечения руководящего состава призванного решать оперативно-служебные задачи в экстремальных ситуациях, необходимо исходить из посылки, что достижение положительных результатов будет эффективным, если сконцентрировать внимание на три направления: - психологическая подготовка в процессе специального учебного курса (теоретические аспекты и тренинги); - психологическая подготовка в ходе повседневной служебной деятельности; - психологическая практика в процессе выполнения реальных оперативно-служебных задач, непосредственно в экстремальной ситуации, но с наименьшим объемом задач и ответственности, под непосредственным контролем опытных наставников-консультантов. Организованная таким образом система подготовки руководящего состава позволит определить направление формирования и изменения психологического состояния под влиянием реальных условий выполнения оперативно-служебных задач, как в условиях повседневности, так и экстремальности. Постепенно, с повышением профессионализма и уровня психологического состояния, переходное состояние между повседневностью и экстремальностью становиться условным, а конкретные действия в критических моментах становятся более методичными и выполняются почти автоматически, что позволяет положительно решать вопрос дефицита времени, которое при наличии, может использоваться руководителем для осмысления (с последующей при необходимости коррекцией на специфику ситуации)экстремальной ситуации. В процессе принятия управленческого решения руководителю в экстремальных ситуациях следует учитывать следующие этапы способствующие качественному принятию решения: 1. Формирование замысла. 2. Построение решения. 3. Принятия окончательного варианта решения и доведение его до исполнителей. 4. Контроль за исполнением решения. На каждом этапе принятия управленческого решения руководитель должен четко представлять структурную схему процесса поэтапной выработки решения в экстремальных условиях. Это позволит избежать психологического срыва проявляющегося в торможении мыслительных процессов сказывающихся на оперативности принятия качественного решения, что напрямую связано с достижением конечной цели - успешным выполнением возложенных на вверенное ему подразделение задач и ликвидацией экстремальных условий деятельности в максимально короткий срок. Процесс поэтапной выработки решения начинается с анализа исходных ситуативных данных, который перерастает в формирование замысла. Замысел имеет следующую структуру: 1. Процесс осмысления проблемы ситуации, требующей разрешения. 2. Определение цели и способа(ов) действий. 3. Определения объема конкретно решаемых задач. Следующий этап выработки управленческого решения в экстремальных ситуациях - "принятие решения". Принятие решения - это логико-волевой акт окончательного выбора варианта действий, заканчивающийся доведением конкретного варианта решения до исполнителей с четким предписанием ролевого участия. Психологическое обеспечение принятия управленческого решения заключается в выработке у руководителя определенных психологических качеств, необходимых для качественного осмысления вышеназванных этапов принятия управленческого решения в экстремальных ситуациях. В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Действия в экстремальных условиях напрямую сопряжены с той или иной формой психического напряжения личности. Психические состояния личности в экстремальных условиях могут иметь следующие проявления - эмоциональную лабильность, высокий уровень тревоги, состояние перенапряжения, стресса, фрустрации, аффекта. Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное неожиданным сверхсильным раздражителем. Обычно стрессовое состояние возникает в результате воздействия психотравмирующих факторов в неожиданных ситуациях или в случаях, сопряженных с повышенной ответственностью. Проявляется стресс в трех сферах: - эмоциональной (страх, ярость, растерянность); - вегетативной (потливость, повышение давления, тошнота, побледнение или покраснение лица и т.д.); - двигательной (дрожь, скованность, судорги). Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение "разряжается" в ту или иную наиболее уязвимую систему. Аффект - состояние, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее и характеризующееся изменением сознания, падением волевого контроля за поведением. Оно является эмоциональным взрывом, вызванным дефицитом информации и времени для адекватной оценки сложившейся ситуации. К аффектам относятся: ярость, растерянность, восторг, отчаяние и др. В зависимости от интенсивности раздражителя и индивидуально-психологической устойчивости личности аффект может проявляться либо в малоконтролируемых актах поведения (паническом бегстве, агрессии), либо в пассивно-оборонительных реакциях (обмороке, оцепенении). Высокий уровень психологической напряженности возникает в результате противоборства альтернативных мотивов поведения у нескольких лиц (межличностный конфликт) или борьбы нескольких мотивов у одного человека (внутриличностный конфликт). Такие состояния можно наблюдать при задержании преступника, при выборе между сложившимися представлениями о долге, совести и т.д. К психотравмирующим факторам относятся: - лично-семейные конфликты (оскорбления, обвинения, унижения, ревность, развод, одиночество, половая несостоятельность и т.д.); - административно-правовые (совершение проступка, конфликт с законом и т.д.); - профессиональная несостоятельность. Каждый из источников экстремальных ситуаций может вызвать либо один из четырех типов проявления критических состояний, либо несколько одновременно. К примеру, процесс непосредственного задержания преступника может вызвать одновременно стресс и фрустрацию. Наиболее влияющим эффектом на активизацию личностных качеств является стресс, как более распространенная в сфере силовых структур форма критического состояния вызванная нервно-психическим перенапряжением. Любое неожиданное изменение ситуации, требующее быстрой перестройки ожиданий, активных действий или переоценки своих возможностей - в какой-то степени стресс. И чем неожиданнее событие, чем более непредсказуемое будущее оно сулит, тем стресс сильнее. В ходе своей деятельности руководители сталкиваются с целым рядом проблем требующих психологической устойчивости. Замечено, что стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро преодолевают фазу тревоги и "берут себя в руки". Психически неустойчивых охватывает волнение, они "сдаются". Однако и психически устойчивые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут избежать разрушающих воздействий фазы истощения. Руководители подразделений выполняющих оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях должны обладать определенными личностными качествами способствующими поэтапному логическому мышлению в процессе выработки управленческого решения в экстремальных условиях. К стрессоустойчивым характеристикам руководителя можно отнести следующие личностные качества: - высокая компетентность в профессиональной деятельности; - умение обосновать поставленные цели и заставить подчиненных верить в необходимость их достижения; - высокий уровень правосознания, социальной ответственности; - устойчивая адекватная самооценка; - умение управлять собой, своими эмоциями; - способность к волевому воздействию; - способность сохранять собранность в условиях стимулирующих возбуждение; - упорство в преодолении возникающих трудностей; - умение гибко и быстро использовать знания и видоизменять доведенные до автоматизма действия в соответствии со складывающейся обстановкой; - способность успешно действовать в условиях дефицита времени и отвлекающих факторов; - умение дать объективную оценку действиям других людей; - наличие лидерских (организаторских) способностей; - обладание широким спектром стилей поведения в конфликтных ситуациях; - способность находить новые необходимые решения; - аргументированность критического анализа ситуации; - умение прогнозировать ход событий Наличие у руководителя данных личностных качеств, способствует качественному выполнению профессиональных задач в экстремальных ситуациях.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |