Творчество В.Г. Короленко
(«Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет») 1. Своеобразие прозы В.Г. Короленко. Понятие «синтетической прозы». 2. Творчество Короленко 1880-х годов. Цикл рассказов о сибирских бродягах («Соколинец» (1885)). 3. Рассказ «Слепой музыкант». 4. Творчество 1890-х годов (рассказ «Река играет»).
Методические рекомендации к выполнению заданий 1. Раскрывая понятие «синтетической прозы», обратите внимание на слова самого писателя: «Открыть значение личности на почве значения массы – вот задача нового искусства, которое придет на смену реализма», оно не будет ни романтизмом, ни реализмом, оно будет «синтезом того и другого» (В.Г. Короленко. Дневник). «Мы признаем и героизм, - писал он в 1888 году, - и тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы…». Такого рода стремления Короленко особенно ясно сказались в начале 90-х годов, когда от бродяжьей романтики сибирских рассказов, от общих концепций человеческого духа в «Слепом музыканте» писатель перешел к непосредственному изучению жизни народа там, «во глубине России», где «вековая тишина» («Река играет»). 2. Прочтите один из рассказов цикла о сибирских бродягах - «Соколинец» (1885). Обратите внимание на подзаголовок «Из рассказов о бродягах». Почему именно рассказ бродяги о побеге с Соколиного острова становится центром повествования? Какие ассоциации вызывает у вас прозвище героя «соколинец»? Автор-повествователь и герой (Василий) в рассказе. Что их сближает? В чем они отстоят друг от друга? Как происходит и чем обусловлен переход от очерка из жизни сибирских бродяг к высокому романтическому пафосу? 3. Обратите внимание на историю публикации рассказа «Слепой музыкант», а также вступление «От автора» в последней редакции рассказа. В чем смысл названия произведения? Как здесь проявилась одна из важнейших тем – тема зависимости человека от природы, от ее биологических законов? С чем связано жанровое определение произведения – «этюд» (от фр. – изучение, исследование)? Обратите внимание на две линии повествовательной структуры произведения: естественная природа человека и социальное чувство (покажите развитие этих линий). Подумайте, для чего необходимо соединение этих двух повествований. Как происходит «прозрение» слепого музыканта? Как в рассказе «Слепой музыкант» решается вопрос о соотношении рационального и подсознательного элемента, интуиции в процессе постижения мира? Обратите внимание на символику света в рассказе (приведите примеры). 4. Творчество В.Г. Короленко 1890-х годов сосредоточено на изучении жизни народа «во глубине России», там, где «вековая тишина». Проанализируйте с этой точки зрения рассказ «Река играет». В чем своеобразие образа перевозчика Тюлина в рассказе, человека «пустынных мест»? М. Горький отметил, что «В лице перевозчика Тюлина Короленко дал /…/ изумительно верно понятый и великолепно изображенный тип крестьянина «героя на час»». Что имел в виду писатель? Обратите внимание на функцию пейзажа в рассказе. Покажите, как и с какой целью изменяется образ главного героя в рассказе (приведите примеры). Рекомендуемая литература: 1. Короленко В.Г. История моего современника. Слепой музыкант. Соколинец. Река играет. В дурном обществе. Убивец. Сон Макара. Марусина заимка. Парадокс. Огоньки. 2. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983. 3. Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В.Г. Короленко) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983. С. 357-378. .
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА» 1. Общенациональное и общечеловеческое в тургеневском цикле "Записки охотника». 2. Художественные особенности тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). 3. Проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 4. "Нигилизм" Базарова и "принсипы" Павла Кирсанова. В чем заключается существо столкновения позиций героев? 5. Базаров перед лицом природы, любви и смерти. Смысл финала романа "Отцы и дети". 6. Специфика художественного мировидения И.А. Гончарова. Трилогия «О – О – О». 7. «Сон Обломова» в структуре романа "Обломов". 8. Проблема смысла жизни в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц: две жизненные философии. 9. Обломовская модель дома, семьи, любви. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе Ильи Ильича. 10. А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Понятие "Театр Островского". 11. Раннее творчество А.Н. Островского ("москвитянинский период"). Анализ пьес "Бедность не порок", "Свои люди – сочтемся". 12. Сатирическая комедия («Лес») и психологическая драма («Бесприданница», «Таланты и поклонники») в творчестве А.Н. Островского. 13. Город Калинов и его нравы в "Грозе". "Домострой" Кабанихи (новое в изображении и оценке патриархальных отношений). 14. Образ Катерины. Духовная драма героини, её исторический и общечеловеческий смысл. Трагедийное в характере Катерины. 15. Новаторство Н.А. Некрасова в решении народной темы, её эволюция в творчестве поэта. Проблема поэтического "многоголосия" Н.А. Некрасова. 16. Некрасовские поэмы: художественное своеобразие жанра. Поэма "Мороз Красный нос". 17. "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея народной жизни. Фольклорная образность в поэме. 18. Своеобразие художественного мышления Ф.И. Тютчева. Человек, Природа, Бытие в творчестве поэта. 19. Лирика А.А. Фета. 20. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова. 21. Щедринский гротеск в "Истории одного города". Народ и История в романе. 22. "Мысль семейная" в "Господах Головлевых". 23. "Сказки" М.Е. Салтыкова-Щедрина как цикл. Характеристика позднего творчества. 24. Тема маленького человека в "Бедных людях" Ф.М. Достоевского. Понятие «двуголосого» слова (М.М. Бахтин). 25. Образ Раскольникова в "Преступлении и наказании" Ф.М. Достоевского. Герои-двойники Раскольникова. Понятие «полифонического романа». 26. Проблема «положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот». 27. "Братья Карамазовы" – итог творчества писателя. Социальная и религиозно-нравственная проблематика. 28. Диалектика души в «Военных рассказах» (кавказский и севастопольский циклы) и трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность". 29. "Мысль народная" в "Войне и мире". Значение нравственной правды народа в движении замысла романа и эволюции его главных героев. 30. Философия истории в романе «Война и мир». Образы Наполеона и Кутузова. 31. Путь Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. 32. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". 33. Проблема нравственного выбора в романе "Воскресение". Социальное и общечеловеческое в романе. 34. Позднее творчество Л.Н. Толстого. Общая характеристика («Смерть Ивана Ильича», «После бала», «За что?», «Божеское и человеческое», «Отец Сергий» и др.) 35. Проблематика раннего периода творчества А.П. Чехова. 36. Проблематика и художественное своеобразие чеховской прозы. Анализ 3-4 рассказов. 37. Новаторство драматургии А.П. Чехова ("Чайка", «Дядя Ваня», «Три сестры» - на выбор). 38. "Вишневый сад". Мир недотеп: жизненные ориентиры, нравственные ценности. Хозяева новой жизни в "Вишневом саде". Молодое поколение (Аня, Петя Трофимов).
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |