Теоретические сведения
1. Методы обучения математике одаренных учащихся должны обеспечивать: передачу знаний, умений и навыков, соответствующих интересам и склонностям учащихся; развитие специальных способностей, соответствующих определенным видам деятельности (учебной, математической); развитие способностей, соответствующих виду деятельности, характерной для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная, допрофессиональная и т.д.); создание образовательных условий, необходимых для проявления одаренными детьми потенциальных возможностей, развития индивидуальности. Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, основными являются методы творческого характера – эвристический, исследовательский, проектный и другие – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и таких качеств личности, как настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, способность к сотрудничеству и другие. Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для конкретных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: соответствие целям и задачам обучения и развития; соответствие содержанию темы урока; соответствие реальным учебным возможностям учащихся; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям учителя. При выборе методов обучения требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. 2. Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризированных средств обучения. Полезными могут быть и такие средства, как аудио и видео учебные материалы. 3. Технологии обучения математике одаренных детей (Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М.; Ростов н/Д, 2004. – глава 3). Задания 1. Ниже приведены различные определения понятия «метод обучения». Проанализируйте их и определите, какие из них наиболее точно отражают сущность педагогического процесса и почему: а) искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану; б) система алгоритмизированных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели; в) способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения; г) способ организации учебной деятельности; д) систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограмми-рованных изменений в личности учащихся; е) способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. 2. Дайте письменное описание двух-трех методов обучения творческого характера с указанием правил применения. 3. Какие методы обучения одаренных детей вы хотели бы использовать на занятиях в будущей профессиональной деятельности? 4. Побеседуйте со знакомыми учителями и узнайте их мнение о целесообразности, возможности и необходимости применения различных средств обучения в школе для одаренных детей. Вспомните, какие средства обучения вы наблюдали на уроках: в своей школе; в школе, в которой вы проходили педагогическую практику? Какими средствами обучения вы хотели бы воспользоваться, работая с одаренными детьми? 5. Какие образовательные технологии привлекают вас и почему? Могли бы вы на данном этапе профессиональной подготовки реализовать какую-либо образовательную технологию? Если нет, то в чем вы ощущаете недостаток знаний и умений? Литература 1. Андреев, И.Д. О методах научного познания. – М., 1964. – 184с. 2. Богоявленская, Д.Б., Брушлинский, А.В., Холодная, М.А., Шадриков, В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. – М., 1998. 3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева, А.В., Кукушин, В.С., Сучков, Г.В. Педагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004. – 336 с. 4. Извозчиков, В.А. Новые информационные технологии обучения. С.-Пб., 1991.– 120 с. 5. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград.: Перемена, 1993. – 196 с. 6. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 79 с. 7. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с. 8. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с. 9. Новые методы и средства обучения / Под ред. А.А. Вербицкого. – М., 1994. 10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Г.М. Коджаспирова и др. – М., 2001. 11. Панютина, Н.И., Рагинская, В.Н., Кислякова, Е.Б. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: «Учитель», 2006. – 204 с. 12. Питюков, В.Ю. Основы педагогических технологий. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 139 с. 13. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 14. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. образование, 1998. – 256 с. Тема 6. Формы обучения одарённых детей. Примерное содержание 1.Типы образовательных структур для обучения одаренных детей. 2. Формы организации учебной деятельности одаренных учащихся. 3. Научное общество учащихся.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |