Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 8. Дедуктивные умозаключения (продолжение)



2019-12-29 427 Обсуждений (0)
Занятие 8. Дедуктивные умозаключения (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия:  Усвоить и научиться применять на практике правила силлогизма, выработать навыки правильного рассуждения, умение отличать правильные рассуждения от неправильных.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического силлогизма.

2. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правила фигур. Проверка правильности силлогизма разными способами.

3. Энтимема, виды энтимем.

4. Полисиллогизм. Сорит. Эпихейрема.

 

Основные понятия и термины :

простой категорический силлогизм, термины силлогизма, фигура силлогизма, модус силлогизма, полисиллогизм, просиллогизм, эписиллогизм, сорит, эпихейрема, энтимема.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как называются понятия, входящие в состав силлогизма?

2. Какова роль среднего термина в силлогизме?

3. Какой термин силлогизма отсутствует в заключении?

4. Можно ли сделать вывод из двух отрицательных посылок? Докажите.

5. Чем различаются фигуры силлогизма? Назовите правила каждой фигуры.

6. Какая фигура дает только частное заключение?

7. Какая фигура дает только отрицательное заключение?

8. В чем особенности силлогизма с выделяющим суждением?

9. Какой полисиллогизм называется прогрессивным, какой - регрессивным?

10. Как можно символически изобразить прогрессивный и регрессивный сориты?

Задачи и упражнения:

Упражнение 1. Сделайте полный разбор силлогизма: найдите заключение и посылки, термины силлогизма. Изобразите отношения между терминами кругами Эйлера.

1. Всякая буржуазная революция усиливает рост капитализма. Английская революция 18 века была буржуазной, поэтому она усилила рост капитализма.

2. Акула не является млекопитающим, так как все млекопитающие дышат легкими, а акула легкими не дышит.

3. Все дельфины - млекопитающие. Это животное - не дельфин, так как оно не является млекопитающим.

4. Каждый честный человек выполняет свои обещания. Этот человек не выполняет свои обещания. Значит, этот человек - бесчестный.

 

Упражнение 2.  Проверьте правильность силлогизмов.

1. Ни один человек не может быть вполне беспристрастным. Каждый судья - человек. Следовательно, ни один судья не может быть вполне беспристрастным.

2. Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

3. Все студенты гуманитарных вузов изучают логику. Петров - не студент гуманитарного вуза. Следовательно, Петров не изучает логику.

4. Законы подлежат исполнению. Инструкция не является законом. Следовательно, инструкция не подлежит соблюдению.

5. Б. Рассел – известный логик. Б. Рассел – философ. Следовательно, среди известных логиков есть философы.

 

Упражнение 3. Решите силлогизмы.

1. Все ананасы вкусны. Ничто из того, что лежит на этом блюде, не является вкусным.

2. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в военном госпитале.

3. Трапеции - не ромбы. Квадраты - не трапеции.

4. Все зебры полосатые животные. Это животное полосатое.

5. Все жилые помещения нуждаются в ремонте. Это помещение - не жилое.

6. Ни один вор не честен. Некоторых нечестных людей удается уличить.

7. Ни одна загадка, которая имеет решение, не интересует меня. Все эти загадки не разрешимы.

8. Закон исключенного третьего - закон мышления. Он впервые сформулирован Аристотелем.

9. Мне Джон не нравится. Некоторым из моих друзей Джон нравится.

10. Все эти блюда плохо приготовлены. Некоторые блюда, если их плохо приготовить, вредны для здоровья.

11. Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия.

 

Упражнение 4. Установите, следует ли вывод с необходимостью.

1. Все студенты сдают экзамены. Семенов - не студент.

2. Некоторые врачи - дантисты. Все присутствующие на собрании - дантисты.

3. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие - офицеры.

4. Все люди смертны. Собаки - не люди. Следовательно, собаки бессмертны.

5. Не каждый человек может действовать свободно. Многие люди предпочитают обеспеченную безопасность. Следовательно, все, предпочитающие обеспеченную безопасность, не могут действовать свободно.

6. Все участники семинара по криминалистике – следователи. Некоторые участники семинара по криминалистике не работают в прокуратуре.

7. Всякая клевета есть умышленное искажение истины. Клевета – тоже умышленное искажение истины.

8. Папоротник никогда не цветет. Этот цветок тоже никогда не цвел.

 

Упражнение 5. Восстановите энтимемы, проверьте правильность силлогизмов.

1. Н. не является хорошо образованным человеком, так как он делает логические ошибки.

2. Данные силлогизм не является правильным, так как в нем нарушены правила фигур.

3. Некоторые оспариваемые положения заслуживают внимания, так как некоторые из таких положений могут оказаться верными.

4. Сохраняющие самообладание люди не вспыльчивы. Значит, этот юноша не сохраняет самообладания.

5. Его логика ставит меня в тупик. Я – в тупике.

6. Все судьи хорошо знают законы, а этот человек – судья.

7. Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.

8. Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.

9. "...презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому" (Макиавелли).

10. "Пушкинский пророк никакого определенного призвания не имеет,... следовательно, он - не настоящий пророк" (В.С.Соловьев)

 

Упражнение 6. Установите вид следующего полисиллогизма и решите его.

1. Всякий вид физических упражнений способствует укреплению здоровья человека. Гимнастические упражнения, являясь физическими упражнениями, способствуют укреплению здоровья. Значит, и утренняя гимнастика также способствует этому.

2. Искусство, несомненно, является отражением реальной жизни. А так как живопись - это вид изобразительного искусства, то и живопись отражает реальную жизнь, даже если это сюрреализм.

3. Все судьи должны быть объективными. Ни один объективный человек не может быть пристрастным. Пристрастные люди допускают ошибки.

4. Всякое преступление должно быть наказано.

Разбой - уголовное преступление.

Уголовные преступления осуждаются в любом обществе.

5. Если я решаю логическую задачу без ворчания, то можно быть уверенным, что она мне понятна.

Посылки в этих соритах расположены не в том порядке, к которому я привык.

Ни одна легкая задача не вызывает у меня головной боли.

Я не могу понять задач, в которых посылки расположены не в том порядке, к которому я привык.

Я никогда не ворчу на задачу, если от нее у меня не болит голова.

( Кэрролл Л. История с узелками. М., 1973). 

Упражнение 7.

«Известно, что:

1) Тот котенок, который любит рыбу, не может быть обучаемым.

2) Котенок, который имеет короткий хвост, не любит играть с обезьяной.

3) Котенок, имеющий усы, любит рыбу.

4) Ни один котенок, которого можно обучить, не имеет зеленых глаз.

5) Каждый котенок, не имеющий усов, имеет короткий хвост.

Какой котенок любит играть с обезьяной?» (См: Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.,1996. С. 155).

  

 

 



2019-12-29 427 Обсуждений (0)
Занятие 8. Дедуктивные умозаключения (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 8. Дедуктивные умозаключения (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)