САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
12 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Кострома 2003 Составитель: Пятин Ю.П. - кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии КГСХА Рецензент: Профессор кафедры экономической теории КГСХА А.Е. Воробьёв Рекомендовано методической комиссией факультета агробизнеса КГСХА, протокол № 5 от 19 июня 2002 г.
Учебно-методическое пособие Пятин Ю.П. К изучению курса философии студентами заочного обучения. Кострома: Изд-во КГСХА, 2003. - 21с. Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по философии. Цель данного пособия — помочь студентам-заочникам самостоятельно добывать философские знания. В связи с этим особое внимание в пособии уделено организации самостоятельной работы, даны методические рекомендации по всем основным формам самостоятельной подготовки и написанию контрольной работы.
Содержание:
©Костромская государственная сельскохозяйственная академия. 156530 Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, пос. Караваево, Уч. Городок, Главный корпус КГСХА. Лицензия на издательскую деятельность ДР №021292 выдана 18.06.1999. Компьютерный набор. Подписано в печать «__» ________ 200 г.. Формат 26x30/2. Тираж 100 экземпляров усл. печ. л. Заказ № Отпечатано на цифровом дубликаторе КГСХА. А.544
© Издательство КГСХА, 2003 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В данном пособии даны методические советы по самостоятельной работе студентов-заочников по изучению курса философии, по выполнению ими контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям и экзамену. Цель методического пособия - помочь студентам- заочникам выработать навыки самостоятельной работы по изучению курса философии, способствовать формированию основ философского мировоззрения, выработке умения самостоятельного анализа современных проблем общественного развития. Изучение курса философии осуществляется на основе положений Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебным планом. Философия изучается студентами заочниками на протяжении двух семестров. В первом семестре читаются установочные лекции (2-4 часа), даются рекомендации по методике самостоятельной работы и выполнению контрольной работы. Во втором семестре читаются лекции (6-10 часов), проводятся семинарские занятия (4-12 часов) согласно планам, которые даются в данном пособии, сдается экзамен. Обязательным условием допуска к сдаче экзамена является выполнение контрольной работы, в сроки, установленные учебным планом (тематика контрольных работ дается в данном пособии. В пособии дается также перечень вопросов для самоконтроля и экзамена.
ГОССТАНДАРТ ПО ФИЛОСОФИИ
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснения. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Для студентов-заочников важность самостоятельной работы обусловлена прежде всего тем, что она является основной формой изучения ими философии. Успех самостоятельной работы во многом зависит от высокой самодисциплины студентов, системного и целенаправленного накопления знаний и самоконтроля. Самостоятельная работа по изучению курса философии в основном включает следующие формы: • изучение и конспектирование рекомендованных работ философов, приобщение к философской мысли; • работу с учебником, учебными и методическими пособиями; • написание контрольной работы; • подготовку к семинарским занятиям; • подготовку докладов (рефератов) и выступление с ними на семинарах; • подготовку к экзаменам; При изучении курса философии следует руководствоваться программой, разработанной кафедрой философии академии (Программа курса философии. - Кострома: Изд. КГСХА, 2001). В программе непосредственно к каждой теме указана литература. Использование учебной программы в процессе освоения философии поможет изучить курс в должной исторической и логической последовательности и послужит средством самоконтроля объема и качества изучаемого материала. В качестве основных учебников и учебных пособий студентам-заочникам рекомендуются: 1. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч./Под общ.ред. И.Т. Фролов. М: Политиздат, 1989. 2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М: Владос, 2001. 3. Спиркин А.С. Философия, 2-е изд.М:Гардарики, 2001. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. Изд. 4-е. М: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. 5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М: Политиздат, 1991. 6. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.' Можно использовать и другие учебники и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке КГСХА и в других библиотеках. Для получения дополнительной информации и углубления знаний по курсу философии можно также использовать различные справочные издания и методические разработки, подготовленные преподавателями кафедры философии КГСХА.
'Примечание: при ссылках на эти издания будут указываться только страницы.
Для твердого усвоения сущности и содержания философских понятий и категорий следует вести для себя глоссарий (словарь) наиболее сложных и неизвестных вам понятий и категорий. С целью глубокого изучения важнейших философских проблем важно не только ознакомиться, прочитать, но и постараться осмыслить и понять виденье тем или иным мыслителем той или иной философской проблемы, самостоятельно приобщиться к философской мудрости. Прежде чем приступить к изучению конкретного философского произведения или фрагмента из той или иной работы, следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, сделать краткие записи прочитанного, так как студент-заочник лишен возможности слушать полный курс лекций по философии и составленный краткий конспект заменит ему конспект лекций. При чтении и конспектировании необходимых положений следует обращать внимание и на то, о каких философах и их работах говорится в соответствующих главах учебника. Это значительно облегчит в дальнейшем работу по изучению самих философских работ. После чтения учебника, учебных пособий, изучения и конспектирования работ философов необходимо еще раз обратиться к программе курса: просмотрев внимательно содержание темы убедиться, что стало понятно по каждому пункту программы, а что требует дополнительного повторного изучения. При этом важно понять, что философские положения необходимо уметь разъяснять и обосновывать, а не просто запоминать, заучивать. Философия, как и любая наука и учебная дисциплина, требует точных и четких формулировок, нельзя допускать вольного обращения с философскими понятиями и категориями, которые имеют определенное содержание и конкретный смысл и должны употребляться в соответствии с их назначением. Кроме того, точные и четкие определения есть одно из действенных средств, помогающих студенту овладеть философскими терминами, понятиями и категориями, мыслить и изъясняться на философском языке. Завершая самостоятельную работу по изучению каждой темы, необходимо составить опорные конспекты, которые будут способствовать более глубокому усвоению материала и могут служить хорошим подспорьем для самопроверки готовности к семинарским занятиям и экзамену.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Особой формой обучения студентов-заочников является выполнение контрольных работ, в том числе и по курсу философии. Каждый студент, исходя из перечня, представленного в данном пособии, подбирает тему (вариант), которая закрепляется за ним преподавателем. Контрольная работа представляется (высылается) на проверку в деканат заочного факультета не позднее, чем за месяц до экзаменационной сессии. Каждый вариант контрольной работы включает в себя один вопрос. Ответ должен отличаться лаконичностью и занимать объем до 14-15 страниц машинописного (компьютерного) текста. Написание контрольной работы преследует цель углубить, систематизировать и закрепить знания, полученные, прежде всего в процессе самостоятельного изучения курса, а также дать навыки самостоятельного письменного изложения мировоззренческих философских проблем. Работа по написанию контрольной работы предполагает, во-первых, уяснения содержания вопроса, подбор литературы и ее общий предварительный просмотр. Это позволит накопить определенные представления и первичные знания по теме; осмыслить ее для составления плана. Во-вторых, составление плана по теме.. Кроме наименования темы план обычно включает перечень и последовательность основных вопросов и подвопросов. План помещается в начале работы. В-третьих, изучение литературы и прежде всего оригинальных философских текстов. Это один из главных моментов всей работы. В ходе изучения литературы необходимо уметь выбрать, вычленить главное, понять аргументацию и способы доказательства. Следует вести краткую запись прочитанного. После завершения работы по изучению литературы необходимо проанализировать и систематизировать весь материал, еще раз уточнить план темы. В-четвертых, письменное оформление контрольной работы. Обычно контрольная работа состоит из трех частей. Первая часть - вводная (краткое введение), в которой излагается теоретико-познавательное и практическое значение темы. Вторая (основная) часть - изложение существа темы (вопроса). Она может состоять из нескольких подво-просов. Третья часть - заключение и общие выводы. В выводах кратко, в нескольких предложениях излагается результат рассмотрения вопроса и практические рекомендации. В конце изложения темы приводится список использованной литературы, с указанием автора, наименования работы, издательства, года издания и конкретных страниц. Ссылки на источники обязательно должны быть и в самом тексте контрольной работы, их обычно помещают под текстом, в нижней части листа. На титульном листе контрольной работы указывается фамилия, имя и
отчество, номер зачетной книжки, номер учебной группы и курса, а также номер контрольной работы и домашний адрес студента. На первой странице контрольной работы следует указать наименование темы и развернутый план работы. При написании контрольной работы студент должен показать глубокое знание избранной темы, умение освещать теоретические вопросы в тесной связи с логикой исторического процесса. В работе следует уделить внимание и показать различные подходы к анализу и трактовке рассматриваемых проблем. Таким образом, от студента требуется проявить способность в отборе необходимого материала, относящегося к теме контрольной работы, умение убедительно обосновывать, аргументировать рассматриваемые положения; излагать материал в логической последовательности, грамотно в философском и литературном отношении, не допускать грамматических, синтаксических и стилистических ошибок; делать четкие выводы и обобщения. Изложение должно носить творческий характер. Не следует заниматься переписыванием учебника или иного пособия. Не следует перегружать работу цитатами. Но если приводится цитата, то ее необходимо приводить точно, дословно, брать в кавычки и указывать источник, из которого она взята. Контрольная работа оценивается по двухбалльной системе: "зачтено", "не зачтено". Если контрольная работа не будет зачтена, необходимо ее дополнить, с учетом замечаний преподавателя (рецензента).
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 1
Проблема материального и идеального в философии.
Вариант 2
Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
Вариант 3
Философия как специфический вид знания. Вера и знание.
Вариант 4
Философское представление: о единстве движения, пространства и времени.
Вариант 5
Понятие диалектики. Диалектика бытия.
Вариант 6
Философское осмысление проблемы насилия и ненасилия.
Вариант 7
Специфика социального познания.
Вариант 8
Проблема истины в философии. Истина и заблуждение.
Вариант 9
Проблема движения в античной философии: от элеатов до Аристотеля.
Вариант 10
Личность и проблема ценностных ориентаций.
Вариант 11
Человек и природа.
Вариант 12
Смысл человеческого бытия.
Вариант 13
Народонаселение как объективное условие функционирования и развития общества. Демографические проблемы современности.
Вариант 14
Философский принцип всеобщей связи. Связь и закономерность, динамические и статистические закономерности.
Вариант 15
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |